0
495
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.02.2008 00:00:00

Герой современной драматургии: Homo patiens* Попытка психоанализа


Валя

«Изображая жертву», Владимир и Олег Пресняковы, постановка К.Серебренникова

Валя учился в университете, но бросил и работает в милиции ≈ изображает потерпевших в следственных экспериментах. У Вали есть девушка, но, похоже, он ее не любит. Недавно умер отец. Мать подумывает о новом замужестве.

Валины проблемы, несомненно, обострились в связи с внезапной смертью отца. По-видимому, речь может идти о декомпенсации. Неблагополучие проявляется в виде галлюцинаций и бредовых идей. Однако проблемы не могут быть сведены к посттравматическим, они явно имеют длительную историю развития. Так, по ходу действия выясняется, что Валя с детства испытывает панический страх перед водой. Вода символизирует архаичное женское начало, и соответственно водобоязнь скрывает архаичный страх перед агрессивной, порабощающей матерью и, как следствие, женщинами. Одновременно он пытается компенсировать недостаток мужского начала, угадывая отца в сильном, грубом капитане милиции.

Необычные сексуальные эксперименты и странный выбор работы (в которой он может идентифицировать себя то с жертвой, то с палачом) сигнализируют о размытом чувстве собственной идентичности как сексуальной, так и социальной, и выливаются в садомазохистские отношения с окружающими.

Конфликты этого героя могут быть названы нарциссическими, чреватыми психотической декомпенсацией, явные симптомы которой ≈ бред, галлюцинации, затем убийство, собственно, и становится основой сюжета пьесы.

Максим

«Пластилин», Василий Сигарев, постановка К.Серебренникова

Из родных у Максима есть только бабушка. Подросток-сирота постоянно подвергается притеснениям в школе. Предоставленный сам себе, он часто попадает в асоциальные компании и неприятные ситуации на улице.

Несмотря на явно неблагополучную личную историю, развитие подростка Максима, как социальное, так и сексуальное, адекватно его возрасту.

В социальном плане он четко понимает, что хорошо, что плохо. Его сексуальное любопытство и поиски сексуальной идентичности также абсолютно нормальны. В поведении угадывается обычная подростковая раздвоенность: поиски возвышенной любви (восхищение девочкой, к которой он не может даже приблизиться) и страх собственной сексуальности. Максим пытается снизить, уменьшить значимость тревожных переживаний. Это проявляется словесно ≈ в виде ругательств, и в поведении ≈ в поисках приключений с доступными женщинами.

В качестве тревожных симптомов могут быть названы два. Во-первых, навязчивая лепка из пластилина одних и тех же фигурок и огромного члена (скрывающая фантазии о всемогуществе). И, во-вторых, более архаичный и иррациональный страх смерти, который герой все время пытается преодолеть, испытывает себя, отправляется в опасные места. Однако симптомы, в том числе архаические, явно имеют характер компенсаторных. Конфликты Максима укладываются в рамки невротических, то есть тех, которые порождаются внешними обстоятельствами и возрастом.

Саша

«Кислород», Иван Вырыпаев, постановка Виктора Рыжакова

Центральная история пьесы «Кислород» ≈ история Саши ≈ изложена отрывочно, в ней опущены детали. Известно лишь, что мальчик Саша влюбился в рыжую девочку Сашу, затем убил свою жену.

Обращают на себя внимание неспровоцированная агрессия, странная мотивировка убийства «недостаток кислорода» и отсутствие критичности по отношению к тому, что произошло. О неблагополучии заставляют говорить и специфические особенности мышления ≈ пространные рассуждения о танцорах: «В каждом человеке два танцора ≈ правое и левое», произвольные цитирования Библии и Уголовного кодекса, а также выделение незначимых деталей и придание им характера все проясняющих. Полная погруженность в собственные переживания, бредовые идеи, слабая мотивировка значимых поступков и, в конечном счете, социальная дезадаптация этого персонажа имеют явно психотическую природу.

Драматургия-2000 вывела на сцену маргинала. Ему свойственна немотивированная агрессия, бредовые идеи и размытая личностная идентичность. Он ≈ человек страдающий. И ему, вероятно, сильно бы облегчил жизнь курс психотерапии.

К сожалению, это невозможно: одного убивают, второго и третьего сажают в тюрьму за убийство, и дальнейшая их социальная адаптация под сильным вопросом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В силу Неизвестного

В силу Неизвестного

Дарья Курдюкова

В Новой Третьяковке открылась выставка к 100-летию скульптора

0
350
От высокоскоростного электропоезда до лунной станции

От высокоскоростного электропоезда до лунной станции

Анастасия Башкатова

Технологическое лидерство России потребует почти 2 триллиона бюджетных рублей за три года

0
442
Американцы решили помочь Южной Корее наладить диалог с КНДР

Американцы решили помочь Южной Корее наладить диалог с КНДР

Надежда Мельникова

В Сеуле не определились, нужно ли строить отношения с Пхеньяном с оглядкой на Вашингтон

0
394
Заочных приговоров станет намного больше

Заочных приговоров станет намного больше

Екатерина Трифонова

В Совете Федерации обсудили законодательное регулирование актуальной практики

0
417