0
439
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.02.2008 00:00:00

Герой современной драматургии: Homo patiens* Попытка психоанализа


Валя

«Изображая жертву», Владимир и Олег Пресняковы, постановка К.Серебренникова

Валя учился в университете, но бросил и работает в милиции ≈ изображает потерпевших в следственных экспериментах. У Вали есть девушка, но, похоже, он ее не любит. Недавно умер отец. Мать подумывает о новом замужестве.

Валины проблемы, несомненно, обострились в связи с внезапной смертью отца. По-видимому, речь может идти о декомпенсации. Неблагополучие проявляется в виде галлюцинаций и бредовых идей. Однако проблемы не могут быть сведены к посттравматическим, они явно имеют длительную историю развития. Так, по ходу действия выясняется, что Валя с детства испытывает панический страх перед водой. Вода символизирует архаичное женское начало, и соответственно водобоязнь скрывает архаичный страх перед агрессивной, порабощающей матерью и, как следствие, женщинами. Одновременно он пытается компенсировать недостаток мужского начала, угадывая отца в сильном, грубом капитане милиции.

Необычные сексуальные эксперименты и странный выбор работы (в которой он может идентифицировать себя то с жертвой, то с палачом) сигнализируют о размытом чувстве собственной идентичности как сексуальной, так и социальной, и выливаются в садомазохистские отношения с окружающими.

Конфликты этого героя могут быть названы нарциссическими, чреватыми психотической декомпенсацией, явные симптомы которой ≈ бред, галлюцинации, затем убийство, собственно, и становится основой сюжета пьесы.

Максим

«Пластилин», Василий Сигарев, постановка К.Серебренникова

Из родных у Максима есть только бабушка. Подросток-сирота постоянно подвергается притеснениям в школе. Предоставленный сам себе, он часто попадает в асоциальные компании и неприятные ситуации на улице.

Несмотря на явно неблагополучную личную историю, развитие подростка Максима, как социальное, так и сексуальное, адекватно его возрасту.

В социальном плане он четко понимает, что хорошо, что плохо. Его сексуальное любопытство и поиски сексуальной идентичности также абсолютно нормальны. В поведении угадывается обычная подростковая раздвоенность: поиски возвышенной любви (восхищение девочкой, к которой он не может даже приблизиться) и страх собственной сексуальности. Максим пытается снизить, уменьшить значимость тревожных переживаний. Это проявляется словесно ≈ в виде ругательств, и в поведении ≈ в поисках приключений с доступными женщинами.

В качестве тревожных симптомов могут быть названы два. Во-первых, навязчивая лепка из пластилина одних и тех же фигурок и огромного члена (скрывающая фантазии о всемогуществе). И, во-вторых, более архаичный и иррациональный страх смерти, который герой все время пытается преодолеть, испытывает себя, отправляется в опасные места. Однако симптомы, в том числе архаические, явно имеют характер компенсаторных. Конфликты Максима укладываются в рамки невротических, то есть тех, которые порождаются внешними обстоятельствами и возрастом.

Саша

«Кислород», Иван Вырыпаев, постановка Виктора Рыжакова

Центральная история пьесы «Кислород» ≈ история Саши ≈ изложена отрывочно, в ней опущены детали. Известно лишь, что мальчик Саша влюбился в рыжую девочку Сашу, затем убил свою жену.

Обращают на себя внимание неспровоцированная агрессия, странная мотивировка убийства «недостаток кислорода» и отсутствие критичности по отношению к тому, что произошло. О неблагополучии заставляют говорить и специфические особенности мышления ≈ пространные рассуждения о танцорах: «В каждом человеке два танцора ≈ правое и левое», произвольные цитирования Библии и Уголовного кодекса, а также выделение незначимых деталей и придание им характера все проясняющих. Полная погруженность в собственные переживания, бредовые идеи, слабая мотивировка значимых поступков и, в конечном счете, социальная дезадаптация этого персонажа имеют явно психотическую природу.

Драматургия-2000 вывела на сцену маргинала. Ему свойственна немотивированная агрессия, бредовые идеи и размытая личностная идентичность. Он ≈ человек страдающий. И ему, вероятно, сильно бы облегчил жизнь курс психотерапии.

К сожалению, это невозможно: одного убивают, второго и третьего сажают в тюрьму за убийство, и дальнейшая их социальная адаптация под сильным вопросом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
880
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
852
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
689
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
462

Другие новости