0
315
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.02.2008 00:00:00

Лошадиные потери: от кентавра к автомобилисту


XX век сильно потрудился над образом героя: изменил его образ жизни, статус, средний возраст, профессию и поступки. Одно из самых заметных массовых превращений героя ХХ века ≈ из всадника в водителя.

Пересев в автомобиль, человек многократно увеличил скорость, изменил представление о расстояниях, приобрел механическую защиту и комфорт. Но не обошлось и без потерь.

Вместе с лошадью из повседневного языка исчезли гусары, драгуны, кавалергарды и уланы; подпруги, шпоры, ногавки и шоры. Не говоря уж о певучих и звучных аллюрах, мартингалах, трензелях, кавалетти и пиаффе. Исчезли некогда массовые профессии: ковали, конюхи, коневоды, борейторы, сократилось количество ветеринаров. И «все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков┘».

Конечно, не извозчики делают погоду.

А герой...

Герой стал иначе одеваться. Из его гардероба исчезли или претерпели существенные изменения необходимые для верховой езды высокие сапоги или ботинки на небольшом каблуке, краги, бриджи, перчатки, жилеты┘ Конечно, потери эти принадлежат миру вещному и не столь важны для героя, занятого героическими поступками. Что более важно, у слезшего с лошади человека изменились походка, грация, физическое состояние. Навык езды верхом подразумевает прежде всего правильную посадку ≈ сочетание расслабленных мышц спины, плеч и поясницы, и собранного, напряженного низа: живота, бедер, колен и икр. В движении же все усложняется: некоторые мышцы должны оставаться расслабленными, другие должны включаться мягко, третьи ≈ в полную силу┘ Осмелимся предположить, что, утратив тренинг верховой езды, человек в какой-то мере утратил ловкость. Нынешние герои безуспешно пытаются компенсировать потерю в тренажерных залах, дающих лишь дисгармоничное с точки зрения природы развитие отдельных групп мышц.

Не будет преувеличением сказать, что, расставшись с лошадью, герой потерял и в общении. Лошадь невозможно подчинить силой (даже самая маленькая лошадь всегда сильнее) ≈ только умением, сочетанием физического и психического воздействия.

И навыки взаимодействия с лошадью значительно сложнее, нежели переключение скоростей и нажимание педалей. Не случайно верховая езда считается искусством.

Потери из области искусства произошли и в музыке, в фольклоре. Шаг, рысь, галоп задавали определенный ритм, акценты движению, размышлению, музыке.

И нет нам покоя, гори, но живи,

Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови.

И стоит ли жаловаться на однообразные «тыц-тыц-тыц» эстрадных песен? В автомобиле не услышать ни рыси, ни шага, ни галопа и не поймать ни одной синкопы.

И последнее: у автомобилиста изменился взгляд на жизнь. Во всяком случае, угол зрения. Всадник смотрел на жизнь несколько свысока, что позволяло ему не замечать несовершенства мира. Горизонт казался дальше, противник ≈ мельче, дамы прекраснее. Чтобы вернуть себе ту же обзорную позицию, современный герой пытается взобраться повыше, например, в джип, но тщетно┘ Чтобы действительно сравняться с всадником, он должен бы ехать на тракторе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1680
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1045
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
759
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1038

Другие новости