Новое имя в европейском театре: Омар Порра, швейцарец из Колумбии. В юности он подрабатывал курьером, чтобы оплачивать обучение танцам, чтобы к своим 45 стать знаменитым европейским режиссером. Он создал три спектакля, сразу отмеченных и замеченных. Это «Педро и командор» Лопе де Вега в «Комеди Франсез», «Волшебная флейта» Моцарта в Большом театре Женевы и «Господин Пунтила и его слуга Матти» Брехта. Последний уже месяц гастролирует по Франции и будет представлен в марте 2008 года на фестивале в Боготе.
Открыв для себя еще в Колумбии Брехта, увлеченный идеологией танца Дункан и Нижинского, работой Ницше «Происхождение трагедии», Порра приехал в Париж, чтобы освоить актерскую профессию под руководством таких мастеров, как Гротовский и Чеслак (великий актер Гротовского), Мнушкиной. Разыгрывая в парижском метро маленькие представления марионеток, чтобы выжить, он черпал вдохновение в спектаклях Стрелера, Витеза, в игре Барро┘ В декабре 2007-го с ним подписали соглашение о финансовой поддержке на четыре года его театра «Маландро» (Мalandro отсылает к устаревшему malanrin ≈ исп. и фр. бродяга, воришка). Это «театральный театр», игровой, сочетающий великие традиции комедии dell' arte, экспансивность культуры Латинской Америки, ее необузданное праздничное воображение. Актеры используют маски, и не последнее достижение спектакля «Педро и командор» ≈ приобщение артистов «Комеди Франсез» к игре масок. Вслед за Порра актеры создают на сцене ошарашивающие «театральные креатуры», в которых зритель одновременно угадывает и образы нынешних мужчин и женщин. Современные аллюзии в актерских репликах всегда смешны и заставляют вспомнить интермедии «Принцессы Турандот» Вахтангова┘
В спектакле «Хозяин Пунтила» слугу Матти сыграла Жюльетт Плюмкок-Меш, и ее игра войдет в историю. Мастерство этой актрисы, вышедшей из театра Du Soleil, показывает, что работа, которую целенаправленно и последовательно ведут Ариана Мнушкина и ее актеры на стыке Азии и Европы, дает свои плоды не только на сцене театра Du Solel. Игра актеров спектакля «Хозяин Пунтила» вскоре разойдется на цитаты.
От театра провокации, выходящего за границы театра как такового, стиля, в котором сосуществуют гротеск и поэзия, актеров, которые умеют делать все ≈ быть клоунами и танцорами одновременно, знают, как обращаться с масками ≈ до удивительной дисциплины, которую, увы, сегодня редко можно наблюдать в российских труппах, ≈ все это может стать теми аргументами, чтобы двинуться в дорогу. И увидеть спектакль Омара Порра во Франции, в Швейцарии или Колумбии, на большом фестивале в Боготе (где русские были особо отмечены два года тому назад).
Сайт театра «Маландро»
www.malandro.ch
Фестиваль в Боготе: 16≈26 марта 2008 года