Художник нарисовал, у него все ≈ одинаковые, как солдаты. Приходится мудрить... И получается: если все хорошо, художник ≈ молодец, ну а если нет ≈ сапожник виноват.
Вот у Ивановой ≈ поршни... Базарова ≈ поршни, полусапожки шикарные, еще ≈ чуни, валенки, Муравьева ≈ чапчуры коричневого цвета, Жерикова ≈ полусапожки, Рыжовой ≈ туфли... Соломин ≈ Аким ≈ поршни, вроде сандалий, из одного куска кожи... Лапти не делаем, но если надо ≈ сделаем и лапти, не сплетем, а сделаем из кожи ≈ так, чтобы похоже было. Переплетем, и всё.
Требования простые: обувь должна быть мягкая, легкая и прочная. Потому что разбивают актеры обувь быстро ≈ за несколько спектаклей, бывает: они же и танцуют, и бегают... Две репетиции, бывает, и уже ни на что не похоже, три ≈ и их уже не узнаешь.
Особых колодок для каждого артиста мы не делаем. Несколько, правда, есть, но обычно подгоняем по мерке любую колодку. А так ≈ хоть тысячу лет ты работай, смысла нет: одному художнику нужен носок квадратный, другому вытянутый, третьему ≈ высокий каблук... Это сколько же надо будет колодок на одного актера?! Так что подгоняем по мерке.
Никаких секретов в обувном деле нет. И быть не может. Если подошва отклеилась ≈ значит, плохо приклеена. Нарушение технологии: клей нужно втирать, а не сверху намазывать. А так ≈ как делали обувь при царе Горохе, так и сейчас делаем. В принципе ≈ любую обувь. Но вот, например, замши сейчас нет, вообще нет. Есть велюр ≈ он попроще, это кожа наоборот. А замши нет. Делают ее из оленя, а олени сильно страдают от овода, и вся спина, и весь чепрак, зад, в дырах. Ничего путного из этой кожи сделать нельзя. А замша чем хороша ≈ ее можно выстирать, и она как новая, ничего ей не делается.
Мы клей втираем, поскольку обувь в театре должна быть прочнее, чем на улице. И такая, чтобы актер ноги не переломал, не упал. Они же и на карачках ползают, и скачут, и танцуют. Но такого, чтобы ноги ломали, у нас не было. Был случай, когда шею свернул актер. Бежал на сцену, зацепился каблуком на лестнице, каблук отлетел. Ходил потом неделю или две с браслетом на шее... Секретов нет. Просто каждый мастер работает по-своему. Я вот двадцать с лишним лет уже здесь работаю, хотя я сторонник того, чтобы человек пять лет отработал в одном месте и переходил на другое. А то ты уже сидишь и ничему не учишься. Вот что такое щегрень, например? Просто тисненая кожа. Сафьяновая ≈ значит, мягкая, особой выделки... Я смотрю, люди в прошлом сезоне носили все больше гладкую обувь, а в этом ≈ какие-то все чудные, разные. Но театральная мода от уличной не зависит.
Хотя сам я в театр хожу редко, раньше часто ходил, сейчас ≈ нет... Работы много, вон я себе уже два года хочу сделать, ≈ валяются заготовки, никак не получается. То не хочется делать, то времени нет.
Лапти.
«Власть тьмы».
Носит Аким (Ю.Соломин)
Сапожки кожаные бежевые. «Власть тьмы». Носят девки (Е.Порубель и И.Жерякова)
Сапожки кожаные рыжие. «Власть тьмы».
Носит Марина (Л.Ещенко)
Туфли кожаные черные. «Власть тьмы».
Носит Анисья (И.Иванова)
Туфли замшевые коричневые. «Власть тьмы».
Носит сваха (А. Жарова)
Тапочки кожаные коричневые. «Власть тьмы». Носит Акулина (Е.Базарова, О.Абрамова)
КАК БЕРЕЧЬ ОБУВЬ ЗИМОЙ.
СОВЕТ ОБУВНОГО МАСТЕРА НИКОЛАЕВА:
Вазелином или глицерином смазать обувь. Приходишь домой
в мокрой обуви ≈ ополосни ее водой, протри и набей газетами.
И все. Подсохнет ≈ смажь гуталином. Гуталин ≈ это что? Скипидар
и пчелиный воск. Главное ≈ много не мазать, кожа тоже
должна дышать.