Можно себе представить актера, который выходит на сцену в обуви не по размеру: Джульетта, с которой сваливаются туфли, или, наоборот, Чацкий, которому дорожная обувь досталась на два размера меньше. Вряд ли кто-нибудь возьмется точно определить, насколько игра актера зависит от мастерства портнихи или сапожника. О том, как это бывает, рассказывает актриса Малого театра Инна Иванова.
≈ Говорят, в театре работают сумасшедшие люди. Это правда. Но сумасшедшие в театре не только актеры, но и осветители с костюмерами, и портнихи с сапожниками. Они приходят раньше нас, уходят зачастую позже. Без них ≈ никуда. Как без помощи костюмера влезть в платье XVIII века? Я уже не говорю о том, что это платье, со всеми рюшечками-оборочками, еще сшить нужно! А ребята-сапожники снабжают нас восхитительными туфельками, которые, в отличие от хрустальных, носить удобно.
Когда мы выпускали спектакль «Иванов», я никак не могла придумать первый выход моей героини ≈ Марфы Бабакиной. И вдруг режиссер-постановщик спектакля Виталий Мефодьевич Соломин предложил мне: «А давай мы ее на высокие каблуки поставим? Она будет выше всех персонажей в пьесе. Такая себе родина-мать». За два дня до премьеры наши сапожники перешили мне сапоги, и этот выход определился как бы сам собой.
Так часто бывает: работаешь над ролью за столом, в репетиционном зале, и кажется, что все уже разобрано, все ясно, но какой-то детали не хватает. А появляется обувь, прическа, костюм, и все встает на свои места. Так было, например, в «Ревизоре»: мы долго искали походку Марьи Антонны. Какую только обувь не перепробовали ≈ и с каблуком, и без каблука, даже платформу, пока не остановились на сапожках, которые дали мне возможность привнести в образ моей героини именно то, что до тех пор ускользало. Мы играем этот спектакль уже год. Сапожки уже истерты чуть не до дыр. Мне все говорят, что надо бы новые сшить. А я отказываюсь: мне они дороги, они меня спасли в самый трудный момент, и я с ними не расстанусь, пока они совсем не развалятся.
Инна Иванова репетирует сейчас роль щеголихи Анисьи в пьесе Льва Толстого «Власть тьмы». Премьера ≈ в январе.
Полусапожки кожаные, черные. «Власть тьмы». Носит Акулина (Е.Базарова, О.Абрамова)
Туфли кожаные розовые
с золотой каймой. «Власть тьмы». Носит сваха (Т.Рыжова)
Сандалии кожаные коричневые. «Власть тьмы». Носит Аким (Ю.Соломин)