Всем известно, что Роберт Стуруа размышлял о власти и народе и в «Ричарде III», поставленном в Театре им. Руставели в Тбилиси, и в «Гамлете», поставленном в «Сатириконе» в Москве. Продолжает размышлять и сейчас. Когда мы ждали в редакции ответа от автора, вот какое сообщение получили по электронной почте: «С удовольствием принимаю ваше предложение сотрудничать с журналом «Станиславский».
Не смогла сразу связаться с вами ≈ у нас в течение долгого времени был отключен свет. Ищу возможности встречи с Робертом Робертовичем.
В данный момент связаться со Стуруа невозможно, поскольку на проспекте Руставели, где находится здание театра, для разгона митингующих был пущен слезоточивый газ и использованы дубинки. Так что театр Руставели фактически заблокирован. Все в смятении! Сотрудники здание не покидают. Тем не менее буду искать возможности встретиться с Робертом Стуруа в ближайшее время. О результатах сообщу.
С уважением и желанием сотрудничать,
Инна Безирганова».
А параллельно нам рассказали, как в эти самые часы Стуруа в Тбилиси дозвонился один наш известный актер. Стуруа говорил тихо, актер заволновался ≈ не случилось ли чего. «Я репетирую», ≈ ответил Стуруа. Волнения в Грузии утихли, и наш автор,
к счастью, смог встретиться с Робертом Стуруа, чтобы записать, что он думает о царях и королях из пьес Софокла и Шекспира и о нынешней власти.
ВЛАСТЬ ≈ ИСТОЧНИК СТРАДАНИЯ
≈ С античных времен эта тема является краеугольным камнем всех пьес ≈ начиная с «Царя Эдипа», «Антигоны», «Электры»┘ А шекспировские трагедии? Все они о том, что люди так и не смогли придумать ничего, чтобы спасти мир от этой чумы ≈ страшной болезни, которую вызывает кресло или трон. Переносить несправедливость, беззаконие, насилие нормальному человеку очень трудно. Не потому, что это совершают с ним, а потому, что он видит в этом какую-то закономерность, которая, казалось бы, допущена свыше. И художник, писатель, режиссер стараются как-то снять обвинения Всевышнему. Видимо, это какие-то очень жестокие испытания для всех нас. По данной причине мне и приходится так часто обращаться к теме власти. Тем более что я нахожусь в стране, где вопрос власти все время обостряется. Хотя, конечно, это происходит на всем постсоветском пространстве.
≈ И ≈ шире┘
≈ Шире? Мне кажется, пропаганда все так извратила, что мы примитивно воспринимаем то, что происходит в других, более просвещенных и развитых странах.
ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
≈ Идеальное государство, видимо, невозможно. В истории были очень маленькие островки справедливой власти, но им было отведено столь короткое время, что они многого просто не успевали сделать┘ Наверное, мы не должны обращать внимание на то, что происходит во власти. Народ и не обращает. Он продолжает любить, рожать детей, пахать, строить. Эту тему я развивал еще в «Ричарде III». Через весь спектакль проходило, как горожане трудятся, тащат мешки с сеном, какие-то сельскохозяйственные орудия. Во главе государства стоит кровавый диктатор, но жизнь идет своим чередом, кто-то счастлив в любви, в семье.
РАЗГОВОР НАПРЯМУЮ
≈ Когда мы ставили классику, весь СССР говорил правду, используя наивные символы. А сейчас стало как-то неудобно высказываться «через кого-то». Наш театр всегда отличался тем, что никогда не лгал народу ≈ за исключением очень короткого периода после расстрела Сандро Ахметели и до прихода нового поколения в конце 40-х┘ Поэтому однажды я собрал труппу и сказал, что сейчас мы должны обо всем говорить прямо. Конечно, мы будем выражать это на языке искусства, но не станем прикрываться какими-то иносказаниями.
Сейчас я ставлю современную пьесу ≈ она называется «И там, у озера, кто-то пристрелил птичку». Ее написал Тамаз Чиладзе. Это очень простая история про одного человека. Его заставляют подписать какой-то документ, который должен принести колоссальные деньги. Видимо, герой принадлежит к государственной элите. Но у этого человека начинается депрессия ≈ как ни странно, у него была совесть. И он не хочет подписывать эту бумагу, хотя и сам был бы в большом выигрыше ≈ разговор идет о миллионах! Но тем не менее он не подписывает, и его убивают┘ Это сюжет, знакомый нам и по жизни, и по фильмам, поэтому трудно сказать что-то новое и сделать это произведением искусства, а не газетной злободневной статьей.
≈ В этом вы видите опасность?
≈ Естественно. Зритель зачастую не понимает аллегорий, ассоциаций. Это ему чуждо, он просто следит за развитием сюжета. Театр ≈ это все-таки сложный вид искусства, не менее сложный, чем абстрактная живопись. Поэтому иногда хочется что-то сказать зрителю без всяких сложностей и лукавства.
ПЕЩЕРА ПЛАТОНА
≈ Есть ощущение, что все повторяется, проявляется как закономерность. У многих оно возникает, и ты уже рассматриваешь мир именно как метафизику, а людей ≈ как маленькие фигурки. Стараешься что-то изменить, но ≈ тщетно! Я часто вспоминаю миф о пещере Платона: люди сидят в пещере и, будучи закованными, смотрят только вперед, на стену, где отражается жизнь, происходящая вне этой пещеры. Они видят лишь тени и не могут даже обернуться, чтобы представить то, что находится за их спиной, в реальности, и делают вывод о том, что происходит на самом деле, лишь по странным теням. Однако эти люди полагают, что тени ≈ единственная реальность, и, не зная, не видя и не слыша ничего другого, принимают за чистую монету отголоски эха и теневые проекции.
РОЛЬ ХУДОЖНИКА
≈ К сожалению, художник ни на что не может влиять. Если он, конечно, не станет политическим деятелем. А это исключает занятие искусством. Мы видим пример кинорежиссера и политика Эльдара Шенгелая. Он сделал очень много хорошего для искусства, а потом пожертвовал своей профессией, ремеслом и пошел в парламент. Он очень много сделал и на этом поприще, но это была капля в море, потому что грузинский парламент пока похож на какой-то паноптикум.
≈ Многие художники не выдерживают соприкосновения с властью┘
≈ Но кто-то и выдерживает. Прекрасный пример ≈ Мольер. Он очень здорово выдержал это страшное искушение. Король построил ему театр. Король разрешил ему сыграть «Тартюфа». К королю он обращал такие панегирики, которые никто в мире не писал. Драматург просто лезет ему, извините, в зад. Но мы все понимаем, что это он делал для того, чтобы Франция имела прекрасный театр, один из самых великих за всю историю человечества. И мы прощаем Мольеру все! Когда я прочитал «Версальский экспромт» Мольера, то пришел в ужас. Я такого не слышал даже про Сталина. Возьмем МХАТ┘ Сталин со Станиславским поступил хуже, чем даже с Мейерхольдом. Он купил окружающих Константина Сергеевича артистов, превратил их в своих людей, а Станиславский остался без актеров, не мог с ними работать, потому что они стали подхалимами ≈ за какие-то льготы, ежегодный отдых в Швейцарии┘ В итоге великий режиссер ушел из театра и надолго уединился в своем доме в Леонтьевском переулке. Так что власть даже с такими людьми, как Станиславский, может обойтись очень жестоко.
≈ Как защититься от власти?
≈ Трудно объяснить, как защититься. Это тоже тайна ≈ как не измениться, не поддаться каким-то искушениям. Мой диалог с властью, как и сама жизнь, стал намного жестче. По существу он не менялся, просто стал жестче. У меня не было и нет никаких иллюзий в отношении власти. Но я обвиняю народ. Эти люди пришли к власти из-за отсутствия прозорливости у народа, почти единогласно голосовавшего за каждого президента и вскоре затем прозревавшего. Это как раз неудивительно. Ведь тебя могут обмануть. Это надо учитывать ≈ политики умеют обманывать.
≈ И сколько раз можно обманываться?
≈ Правители же все разные и по-разному обманывают.
«ВИТЯЗЬ В ТИГРОВОЙ ШКУРЕ»
≈ Инсценировка поэмы Руставели ≈ эксперимент, для проведения которого нужно быть спокойным, беззаботным и делать это вместе с музами. А при диктатуре музы не приходят. Если бы это была пьеса, еще куда ни шло. Но поэма!.. Тут такие проблемы, что музы сами не знают, как нам их разрешить┘