5 января. «Власть тьмы». Л.Толстой. Режиссер Юрий Соломин. Малый театр
Юрий Соломин в своей последней постановке «Ревизора» в Малом театре размышляет об устройстве государства Российского, о том, в сущности, как актуален Гоголь и как мало изменилась наша жизнь. Спустя год, на рубеже 2007–2008 годов, в Малом театре его художественный руководитель выпускает пьесу Льва Толстого «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть», которая по-своему продолжит тему, начатую в комедии Гоголя. С государством и государственностью все понятно, а что происходит с народом, допускающим беспредел в своем доме?
Если не для ответа, то для размышления на эти темы Соломин взял одну из самых тревожных и страшных пьес русского репертуара, в которой в образе старика Акима явлен христианский идеал русского человека, а в характерах Матрены, Никиты, Анисьи ≈ дикого животного, зверя. Новорожденного ребенка здесь задавливают доской. В интервью «Независимой газете» Соломин не скрывает своего ужаса перед этой сценой: «И текст-то какой: «Ты сядь на него (младенца. ≈ )C(), прижми», ≈ говорит мать, подталкивая своего сына к преступлению». Вместе с тем Юрий Соломин ставит спектакль о семье. Как случилось, что у такого отца ≈ Акима (его играет Алексей Кудинович), почти деревенского святого, который живет исключительно понятиями нравственной народной совести, ≈ вырос такой сын Никита (Алексей Фадеев), полная противоположность своему совестливому отцу? Мать ли Матрена ≈ деревенская леди Макбет ≈ оказалась для сына сильнее и убедительнее в своей корысти и жажде денег (ее сыграет Ирина Муравьева)? Или разложению Никиты помогло само время с его агрессивной установкой на обогащение, власть бешеных денег, банковского капитала?.. Соломин и не скрывает, что актуальность истории для него имеет значение, ≈ говорит, сюжет как будто бы из наших газет взят.
Однако для Толстого, и тут Юрий Соломин будет верен автору, важен не только процесс нравственного падения, но и способность к раскаянию, пробуждению в звере души. Никита кается в содеянном на миру. Но как жить после такого преступления, как раскаяться после того, как ты только что удавил собственное дитя? Юрий Соломин сравнивает Никиту с Кисельниковым из «Пучины»: герой Островского, переступив (все-таки не убил, а взятку взял), помутился рассудком. Раскаяние Никиты ≈ пробудившаяся совесть человека, также тронутого от пережитого умом.
Осваивая эту драматургическую махину, Малый театр хранит в памяти великий спектакль Бориса Равенских, поставленный полвека назад. В нем одну из лучших своих ролей сыграл Игорь Ильинский. А Юрий Соломин стоял в том спектакле в массовке. Тот спектакль шел двадцать пять лет. А Малый театр, как известно, дорожит своими традициями.