Москва, галерея «Ковчег», до 24 февраля 2008 года
Демонстрации и парады, митинги и процессии ≈ публичная жизнь в Советском Союзе хоть и была регламентирована, но отличалась известным разнообразием. О нем и рассказывает выставка «Марш энтузиастов», объединившая на деле сюжеты из жизни не только праздничных колонн, но и пионерлагерей, и даже больниц. В общем, все, что укладывается в понятие «Строй, очередь, толпа в российском изобразительном искусстве ХХ века» ≈ именно таков подзаголовок выставки. Работы для нее отбирали из крупнейших музеев страны, от ГМИИ и Третьяковки до Госархива РФ и московского Музея Маяковского. Представлены и многие провинциальные собрания, известные своими богатствами, ≈ такие как музеи Ярославля, Иванова, Твери и Нижнего Тагила. Получилось достойное продолжение «ковчеговского» цикла графики, начавшегося ранее экспозициями о еде в русской культуре, курении и курильщиках, а также эстетике заседаний и собраний.
Среди других событий галерейной жизни в столице ≈ ретроспектива классика ленинградской школы Николая Тырсы (1887–1942) в «Галеев-галерее». Известный график Тырса предстает здесь первоклассным живописцем, что особенно интересно, поскольку эта часть его наследия не так известна, как графическая. В опубликованном по поводу выставки альбоме ≈ 200 неизвестных ранее работ Тырсы, многие из которых хранятся в частных коллекциях Москвы и Петербурга.