≈ Вы знали что-нибудь о жанре мокьюментари до того, как приступили к съемкам «Первых на Луне»? Почему вообще решили играть с документом?
≈ В начале 2002 года мы заканчивали работу над короткометражным фильмом «Охота на зайцев», который снимал по моему сценарию мой друг Игорь Волошин. Это был наш дебют в игровом кино (до этого мы сняли по две документальные картины). Я был и продюсером этого фильма и уже искал хороший полнометражный сценарий для Игоря. Я нашел его в интернете на бирже сценариев ВГИКа. Это был замечательный текст Александра Гоноровского и Рамиля Ямалеева «Первые на Луне». Он был не похож на все то, что я читал перед этим. Я сразу влюбился в будущий фильм, но с ужасом узнал, что права на сценарий уже выкуплены одной московской киностудией и, более того, фильм уже запущен в производство. Я нашел режиссера и с радостью узнал, что фильм действительно запущен, но из-за дефолта остановлен и уже три года «в консервации». Нам удалось получить права, я предложил сценарий Игорю. Ему он не понравился. Я был счастлив, потому, что настолько сроднился с материалом, что фактически уже придумал весь фильм.
Дело в том, что я задумал трилогию фильмов об отношении государства и маленького человека в СССР в середине ХХ века. Первый фильм назывался «Давид» и рассказывал о том, как маленький человечек прошел через прессы государственных машин многих стран ≈ СССР, фашистской Германии, Франции, Великобритании и не сломался, сохранив в себе человеколюбие. Второй фильм я снял о депортации народов в Северный Казахстан ≈ немцев Поволжья, чеченцев, поляков, корейцев┘ Я начал снимать и третий фильм, фильм о том, как государство относится к своим лучшим людям, как государственная машина с удовольствием перемалывает и свои лучшие детали ≈ своих героев. Уже был полностью отснят материал, но тут я нашел «Первых на Луне». И понял, что это гораздо лучше может выразить мою идею. Игра со стилями, с жанрами, с документами появилась потом, в процессе работы над картиной. Название «мокьюментари» мне не нравится принципиально. Дословно переводится ≈ «насмешка над документом». Насмешки не было. Мы смотрели на то время снизу вверх, а не сверху вниз, как все привыкли сейчас. Мы снимали фильм о героях, и это была не мистификация, а историческая человеческая драма. И чтобы рассказать о Трагедии Героя Того Времени, мы выбрали такую форму, позволяющую максимально погрузить зрителя в другую реальность. Мы не хотели никого обмануть, и в конце фильма титры «В ролях┘», где упомянуты актеры, сыгравшие даже самые маленькие «хроникальные» роли. Другое дело, что многие поверили, и мы получали гран-при и на фестивалях фантастического кино, и на фестивалях документального кино. Да и я сейчас смотрю на некоторые кадры, снятые нами (например, сюжет о рабочем Пименове), как на настоящую хронику┘
≈ Братья Дарденн снимают художественные фильмы как документальные. В этом, а также в том, что делает Триер, например, ≈ поиски новой достоверности в кино. Насколько для вас это важно?
≈ Хотя после «Первых на Луне» мы (то есть кинокомпания «29 февраля», которую учредили я и продюсер Дмитрий Воробьев) сняли два проекта в более традиционных формах ≈ телевизионный сериал «Похищение воробья» (наивная лирическая комедия-детектив о службе по спасению домашних животных) и фильм-дорогу о поисках счастья «Железная дорога», все-таки удалось снять и фильм, который сделан в экспериментальной форме, опять на стыке игрового и документального кино, «Шошо». Я назвал этот жанр «документальный фильм по сказке», или «документальная сказка». Фильм о жизни марийской деревни, где все главные роли ≈ языческих жрецов-картов традиционной марийской веры ≈ играют настоящие действующие карты Моркинского района Республики Марий Эл! Сегодня это моя самая любимая картина. Сценарий для него написал замечательный писатель Денис Осокин, который сейчас написал для меня еще несколько замечательных сценариев, каждый из которых ≈ это новое слово в киноязыке и жанропостроении. Если получится, работа кинокритикам обеспечена.
А фильмов братьев Дарденн я, к сожалению, не видел.
≈ Культура сегодня уже устала от всевозможных игр. Как вам кажется, игры с документом в кино и, в частности, мокьюментари ≈ это все еще постмодернистская территория или же, напротив, рождение чего-то нового?
≈ Постмодернизм ≈ это создание нового на базе старого. Мокьюментари как создание нового прошлого ≈ это постмодернизм. Фильмы, снятые в стилистике документального кино, это одно из направлений в кино, к постмодернизму не имеющее никакого отношения. Я не думаю, что это массовое направление, зритель привык к другому кино. Но мне на этой территории очень комфортно.