Гюстав Курбе. Париж, Гран-пале, до 28 января 2008 года
Француз Гюстав Курбе (1819–1877) принадлежит к числу тех немногих художников, чье влияние на искусство можно назвать решающим. Выходец из крестьянской семьи, самоучка, он вошел в историю искусства как фантастическими по своей выразительности пейзажами, так и довольно смелыми эротическими сценами. Некоторые его полотна даже находились уже в ХХ веке в дальних запасниках, поскольку не могли быть выставлены на всеобщее обозрение. Тем не менее именно в последние десятилетия искусствознание совершило массу открытий, связанных с Курбе.
На нынешней выставке в Париже показывают 120 его полотен, три десятка листов графики и около 60 фотографий. Все это богатство разбито на восемь разделов, в том числе «От интимного к Истории», «Манифесты» и «Художник как меланхолический охотник». Благодаря им зритель сможет понять всю революционную значимость полотен Курбе, радикально отошедшего от академических догм. Он был еще и политическим бунтарем: приверженец Прудона, Курбе участвовал в Парижской коммуне, после чего сидел в тюрьме, а жизнь свою окончил в швейцарском изгнании. Его слава за пределами Франции была поначалу куда более громкой, чем на родине, но с течением лет французы нашли в себе силы воздать должное одному из самых интересных своих художников.
В будущем году эту впечатляющую ретроспективу, первую во французской столице за 30 лет, покажут в нью-йоркском Метрополитене и открытом после реставрации музее Фабра в Монпелье. Посетить, видимо, стоило бы все три музея ≈ чтобы сравнить музеографию и лишний раз насладиться шедеврами.