Хотиненко еще недавно слыл главным сюрреалистом отечественного кино, но жизнь заставила окунуться в область понятного и красивого. «1612» ≈ кино, если позволительно так выразиться, историческое. «Если позволительно» ≈ потому что авторский вымысел здесь живет наравне с главными героями.
1612 год. Смутное время. В России, впрочем, время всегда смутное. Поэтому всякая историческая тема у нас современна. Бывший слуга Бориса Годунова, юный Андрей, после смерти царя пытается разыскать дочь Бориса Ксению, в которую был тайно влюблен. Андрей ≈ единственный, кто присутствовал при убийстве семьи Годуновых ≈ вдовы и наследника Федора. Чтобы найти царевну, Андрей присваивает себе другое имя ≈ теперь он испанский кабальеро Альвар Борха. Тем временем наступают шведы и поляки. Минин и Пожарский собирают ополчение. На фоне Смутного времени, как это обычно бывает в историческом кино, разворачивается любовь. Андрей находит Ксению. Смута кончается. На престол восходит Михаил Романов.
Владимир Хотиненко уверен, что исторической правды не существует ≈ существует только исторический миф. В чем-то он прав ≈ действительно, как восстановить события почти 500-летней давности? Однако есть другая крайность, которая сейчас стала почти повсеместной, ≈ подгонять исторические события под концепцию. Но вольное обращение с уже известными фактами оказывается достоянием многих зрителей, которые выстраивают собственное видение истории только на основе увиденных фильмов. Чем красочнее фильм, тем больше верится в правдоподобность того, что происходит на экране. Так уж устроен зритель, и это поняли давно. Сначала ≈ в Голливуде, потом ≈ у нас.
Бюджет картины внушительный ≈ 12 млн. долл. На патриотическое кино продюсер фильма Никита Михалков денег не жалеет. Чистый душой главный герой ≈ словно предвестник того самого русского офицерства без страха и упрека, что так дорого Михалкову. Князь Пожарский в исполнении Михаила Пореченкова ≈ то самое будущее дворянство, которое пыталось спасти Россию во все смутные времена. Да и вообще всякая смута в России победима. Надо только, чтобы патриотическая идея возобладала в умах и сердцах соотечественников. 12 млн. на это не жалко. Немного жаль Владимира Хотиненко, режиссера, умеющего создать редкую, на полутонах атмосферу, умеющего говорить изящными загадками, метафорами в пастельных тонах. Но ≈ нынче спрос на блокбастеры.