3,4 ноября. Кукольный театр из Цюаньчжоу в рамках «Фестиваля
китайской культуры в России». «Ревизор» Н.В. Гоголя. «Школа драматического
искусства». 20.00.
В рамках Года Китая в России будет показан спектакль по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор», в котором действие перенесено на китайскую почву и удалено в Древний Китай. Режиссер Люй Чжунвань пришел в куклы из «человеческого» театра и увидел в пьесе Гоголя общечеловеческий сюжет. Городничего здесь зовут не Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, а Цянь Сань, мелкого чиновника не Добчинский или Бобчинский, а Ян Дяньши и слуга Осип здесь вовсе не Осип, а Гу Сы. Перенос действия в Китай драматургом Ваном Цзинсянем сделан с учетом китайского контекста и в историческом, и в эстетическом отношении.
Куклы, которые приедут в Москву из Цюаньчжоу, уникальны, как уникальна сама традиция кукольного театра в Китае, имеющая 2000-летнюю историю. Актеру нужно учиться пять лет, чтобы овладеть этим искусством. Для исполнения только одной цюаньчжоуской куклы нужно пользоваться более чем 30 нейлоновыми нитями. Между тем в спектакле актеры скрыты от глаз публики, которая видит только движения куклы.
Режиссер демонстрирует чудеса: в эпизоде, когда чиновники разыскивают ревизора, по сцене словно летают более десятка кукол, то взмывая в воздух, то опускаясь на землю. Эффект «кукольности» персонажей комедии Гоголя вполне соответствует типу кукольного театра. Комический эффект высекается из того, как китайские чиновники превращаются режиссером в смешных персонажей с большими деревянными головами с застывшими выражениями лиц и нарочито подчеркнутыми движениями тел. Одни вынуждены давать взятки, а другие их принимать. Это нас сближает со средневековым Китаем, а Гоголь оказывается посредником для обозначения старой, как мир, проблемы.