23 ноября (18.30 и 20.30), 24 ноября (16.00 и 19.00). Б.Фуррер «Фама» (музыкальный спектакль), ансамбль Klangforum Wien на сцене культурно-выставочного центра «Сокольники».
На мой взгляд, эту сильную работу назвать спектаклем нельзя, а зрелищем ≈ тем более. То, что так трудно подобрать слова к новому творению Марталера, ≈ одна из примет современного театра. Австрийский композитор Фуррер написал авангардное произведение «Фама» (так зовут богиню слуха в древнегреческой мифологии). В спектакле фиксируется звук, который производит современный мир, современный человек, современное общество. Произведение написано для очень маленького оркестра плюс маленького хора, плюс драматической актрисы. Кроме текста, который произносит актриса, она «работает голосом». Этот вокал кажется очень странным подражанием звукам современных инструментов, они ≈ часть какофонии современного мира.
Марталер выступает в этом представлении как чистой воды классицист. Его авангард доведен до такой чистоты, такой степени кристальной ясности формы, что уже смыкается с неоклассицистским опытом. Вы оказываетесь внутри прямоугольника, который состоит из листов ≈ они двигаются, меняют конфигурацию. В этом геометрически выверенном пространстве в конце концов музыка окружает вас. Не только потому, что к финалу оркестр выстраивается вокруг прямоугольника и публику, сидящую в центре, звук окружает со всех сторон, но и потому, что музыка растворяется в сине-белом пространстве. В силу вступает контраст: с одной стороны, мы созерцаем правильность классической геометрической формы, с другой ≈ слышим странную и пугающую какофонию звуков, которая растворяется в самой себе и приносит умиротворение.
Эта затея весьма дорогостоящая: какая-то специальная строительная австрийская фирма разработала и сделала эту конструкцию, которую на гастролях группа Марталера не имеет права нигде дублировать. Как мне объяснил менеджер проекта в Амстердаме, фирма также поставила условие, что сооружение не имеет права простаивать. Как только намечается большой перерыв в гастролях, конструкция забирается и сворачивается, поэтому они вынуждены искать площадки, которые их принимают. А площадки, их принимающие, также предельно дорогостоящие. В Амстердаме спектакль шел в огромном здании бывшей фабрики с гигантским куполом.