Олег Ефремов. Альбом воспоминаний. К восьмидесятилетию со дня рождения. Издательство «Московский Художественный театр». 2007.
Несмотря на то что в МХТ им. А.П.Чехова всегда существовал и научный, и издательский отделы, книг, достойных Олега Ефремова, не выходило. Тем важнее, что сегодня предпринята, наконец, такая серьезная попытка. К юбилею выходит сборник, в котором ведущие режиссеры, актеры, критики вспоминают о создателе «Современника», о руководителе МХАТа. Этот сборник ≈ результат усилий редактора, сотрудника литературной части МХТ Лидии Боговой, которая уже успела подготовить к изданию и выпустить немало книг, буклетов об артистах Художественного театра: Наталье Теняковой, Вячеславе Невинном, Станиславе Любшине, Ие Савиной, триптих книги Олега Табакова и др.
Сборник о Ефремове впечатляет и подбором имен, и качеством размышлений, и издательской культурой. Чего стоит библиография ролей и режиссерских работ, собранная с редкой тщательностью. Забыты старые профессорские наказы: сначала библиография, а потом ≈ биография. Отдадим должное Олегу Табакову, который не только поделился своими искренними размышлениями об учителе и соратнике, но и как руководитель МХТ нашел средства для столь качественного во всех отношениях издания.
Первого октября Олегу Николаевичу Ефремову исполнилось бы 80 лет. Ефремов жил чувством справедливости, которое позволяло называть его художником-гражданином. Именно это чувство не успокаивалось в нем никогда, именно это чувство его тревожило и не давало покоя. Создавая сначала один театр, затем возрождая другой, он проходил между Сциллой и Харибдой ≈ свободы в ее русском понимании, доходящей и до анархизма, и, с другой стороны, ответственности художника, вынуждавшей на своем пути к компромиссам, переговорам с властями. Вот чем он жертвовал и чем выживал ≈ компромиссом, осознанием своей зависимости, ущемлением свободы. Думается, это вечное раздвоение становилось источником личной горечи.
Сегодня, когда рынок вторгается не только на территорию искусства, но и в быт, и в сердце художника, достойно упоминания, что Олег Николаевич ничего не нажил в современном понимании этого слова. Когда он умирал, то его, всенародно любимого актера, поддерживал Фонд М.С.Горбачева... А на фильмах с его участием продолжали наживаться тоже другие.