Однажды к Алексею Александровичу Бахрушину пришел незнакомый человек
и, представившись художником, предложил купить театральные эскизы.
Бахрушин отказался, так как в то время не разбирался в произведениях такого рода. «А что бы вы купили?» ≈ поинтересовался художник. «Какую-нибудь
женскую головку». ≈ «Обязательно нарисую, ≈ заверил художник. ≈ Но не могли бы сейчас дать мне денег авансом?» Бахрушин дал ему 100 рублей.
Год спустя Бахрушин, придя домой, обнаружил посылку на свое имя. Слуга сообщил, что заходил какой-то художник, просил передать долг. Это был акварельный портрет «Голова украинки» Михаила Александровича Врубеля.
Бахрушин приложил немало усилий, чтобы разыскать театральные работы Врубеля. В настоящее время в запасниках Государственного центрального театрального музея им. Бахрушина хранится уникальная коллекция ≈ эскизы декораций и костюмов, созданные в так называемый московский период (всего 47 экспонатов). Большинство из них попали в коллекцию до 1936 г. ≈ года пожара, когда погибли учетные книги Бахрушина, поэтому точно сказать, откуда, не представляется возможным. Почти все они созданы для Русской частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова, которая просуществовала с 1885 по 1891 и с 1896 по 1900 год).
В 1889 году Врубель приезжает в Москву и случайно встречает друга по Академии художеств Валентина Серова. Серов представил Врубеля Мамонтову, который поначалу отнесся к новому знакомому настороженно. Рассказывают, что он даже украдкой спросил у Серова: «А Врубель действительно гениальный художник?» Получив утвердительный ответ, Савва Иванович предоставил в распоряжение Врубеля собственную московскую квартиру.
Первая театральная работа Врубеля ≈ декорации к опере-сказке «Гензель и Гретель». На одной из первых репетиций Врубель услышал женский голос. Он бросился искать обладательницу и нашел жену ≈ певицу Надежду Ивановну Забелу, исполнявшую партию Гретель. Она согласилась принять предложение художника только в том случае, если ей понравится картина Врубеля, изображающая ее в роли Гретель. Понравилась или нет ≈ неизвестно, но Врубель и Забела поженились.
В 1899 г. С.И.Мамонтов вынужден был отказаться от Частной оперы. Оставшаяся труппа создает Товарищество артистов русской частной оперы. Врубель становится первым художником-декоратором театра. В 1904 году распалось и Товарищество. Труппа и многие декораторы перешли в антрепризу Зимина (Врубеля среди них уже нет). Вместе с коллекцией Зимина в Бахрушинский музей поступили эскизы Врубеля: «Город Леденец» и «Александровская слобода».
Театральные работы Михаила Врубеля:
Русская частная опера
28 мая 1896 г. «Гензель и Гретель» Э.Гумпердинка. Врубель оформлял вместо заболевшего Коровина.
31 октября 1896 г. «Рогнеда» А.Н.Серова. Оформлял совместно с Серовым и Малютиным.
26 декабря 1897 г. «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. Оформление Коровина и Малютина, Врубель делал костюм для Н.И.Забелы и подводное царство.
25 ноября 1898 г. «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова.
22 октября 1899 г. «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова.
16 ноября 1899 г. Пролог к опере «В 1812 году» Ц.И.Кюи.
21 ноября 1899 г. «Громобой».
Товарищество артистов Русской частной оперы
10 декабря 1899 г. «Кавказский пленник» Ц.И.Кюи.
6 февраля 1900 г. «Мазепа» П.И.Чайковского.
Худ. В.Д.Поленов, К.А.Коровин,
костюмы по эскизам Врубеля.
28 сентября 1900 г. «Ася» М.М.Ипполитова-Иванова (по И.С.Тургеневу).
21 октября 1900 г. «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова.
24 ноября 1900 г. «Чародейка» П.И.Чайковского.
15 декабря 1900 г. «Вильям Ратклиф» Ц.И. Кюи.
26 января 1901 г. «Тангейзер».
19 октября 1901 г. «Пиковая дама» П.И.Чайковского.