0
673
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.10.2007 00:00:00

Психологический феномен "в формате"

Дмитрий Леонтьев

Об авторе: Доктор психологических наук, профессор МГУ


Со сказок начинается литературное развитие детей. Долгое время сказки остаются единственным видом словесного творчества, которое они воспринимают. Особенность же сказок в том, что, несмотря на весь фантастический антураж, они по своей структуре очень просты. В них все расставлено по местам: добро есть добро, зло есть зло, добродетель и труд вознаграждается, агрессия наказывается. По сути, структуру сказок имеет немалая часть современной литературы для взрослых – женские любовные романы или иронические детективы Дарьи Донцовой. Их задача мифотерапевтическая ≈ успокоить читателя, подтвердить, что все в мире неизменно и в конечном счете, несмотря на текущие шероховатости, все будет хорошо. Психологически именно такого рода литература относится к сказкам, ибо она адресуется к детскому началу в нас.

Фантастика, наоборот, расшатывает картину мира. Что одновременно хорошо и плохо. Плохо, потому что порождает тревогу, неуверенность и напряжение. Хорошо, потому что помогает формировать более гибкое сознание, далекое от той однозначности, вершиной которого являлась, например, картина мира, официально одобренная в советские времена. Поэтому, как ни парадоксально, все жанры фантастики приближают читателя к реальности ≈ в том смысле, что помогают увидеть ее неоднозначность и противоречивость и помогают бороться с мифом об истине «на самом деле». Хотя не стоит забывать про риск утраты разграничения реального и нереального. Реальность отличается от выдуманных и игровых ситуаций тем, что в реальности наши действия имеют последствия для нас и нельзя устроить перезагрузку. Но это отдельный вопрос.

В свое время мой дед, известный психолог Алексей Николаевич Леонтьев, писал, что критерий реалистичности или нереалистичности произведения не в том, какой мир в нем описывается, а в том, насколько реальные смыслы и отношения в нем представлены. И если литература воспроизводит реального человека и реальные отношения между людьми и смыслами, то это ≈ реалистическое произведение вне зависимости от того, какой там антураж. В этом отношении фантастика бывает намного более реалистичной, нежели произведения формально реалистические.

Сегодня жанр фэнтези, как и многие другие жанры, превратился в формат. Возникла определенная литературная технология создания миров. Проблема формата ≈ это более общая проблема, охватывающая не только большинство жанров литературы, но и другие искусства, особенно кино и музыку. Суть ее в вычленении основных жанроспецифических компонентов, обеспечивающих спрос на данный жанр, и постановки на поток производства взаимозаменяемых произведений по известной рецептуре.

Принцип формата, по сути, отменяет основополагающий для классического искусства принцип авторства. Довольно отчетливо во всех видах искусства, хотя и с неодинаковыми темпами, наблюдается расслоение на два потока продукции: форматную и авторскую. В кинематографе эти два потока уже привели к возникновению, по сути, раздельных инфраструктур, в литературе это еще не произошло, но, по-видимому, ждать этого недолго, по крайней мере на уровне продукции разделение фактически совершилось; в других видах искусства разделение еще не завершено, но тенденция направлена именно к этому.

Форматная литература ≈ литература для эмоций, в отличие от авторской ≈ литературы для личности. Достоинства той и другой во многом противоположны. Форматная литература хороша, когда она доставляет читателю эмоциональные переживания, не сильно расходящиеся с его ожиданиями, и не заставляет его «париться». Авторская, наоборот, хороша, когда она позволяет читателю выйти за рамки ожидаемого и открыть для себя в этом мире что-то новое ≈ необязательно в том, что есть, но и в том, что возможно.

Форматная фэнтези превратилась в еще один вариант сказок для детей изрядного возраста. Авторская же фэнтези адресуется отнюдь не детям ≈ или детям, активно взрослеющим, готовым думать и открывать для себя новые возможности и новые грани нашего удивительного мира. Именно этим и привлекали всегда и будут привлекать лучшие образцы этого жанра ≈ книги Лема, Саймака, Шекли, Ле Гуин и других.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
1289
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
900
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
1065
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
1112

Другие новости