Летом этого года одна из съемочных групп «Мосфильма» обратилась в музей Театра Образцова с просьбой помочь подобрать реквизит для кукольной сцены фильма. После недолгих раздумий выбрали переносной театрик с известной всему миру надписью Guignol (персонаж французского кукольного театра ≈ наш Петрушка). Ширма и несколько старых кукол представляли традиционный французский театр в музее «Куклы народов мира» на первом этаже образцовского театра.
30 июля художник-реставратор Александр Лигусов достал театрик из витрины. При внимательном рассмотрении художник обнаружил на ширме бумажный ярлык ≈ «Александровский дворец. Половина наследника. Игральная. № 333». И пониже еще один ≈ «№ 5603».
Любимое место Николая II ≈ Александровский дворец в Царском Селе стал последним пристанищем царской семьи перед отправкой в ссылку 1 августа 1917 года. Там 30 июля 1917-го в последний раз отпраздновали день рождения наследника Алексея.
Имуществом царской семьи занялась специальная историко-художественная комиссия при Временном правительстве. В работе ее принимали участие известные деятели культуры: Г.К.Лукомский, Э.Ф.Голлербах, А.Н.Бенуа. Первый ярлык ≈ результат составленной ими описи. В 1918-м царским наследием занялись уже большевики, их автограф более анонимен ≈ просто инвентарный номер.
После революции часть интерьеров Александровского дворца была открыта для посещения, в том числе детская половина. Однако вскоре советская власть закрыла этот нечаянный мемориал, распределив экспонаты по музеям, где они выставлялись чаще всего анонимно.
Театр был изготовлен популярной в начале века французской фирмой игрушек Paradis des enfants (фр. ≈ Детский рай), располагающейся в то время на пересечении улиц Риволи и де Лувр в Париже. Фирма делала куклы на заказ. Иногда по желанию клиента куклы получали портретное сходство. Впрочем, достаточно условное, так как согласно традициям кукла ≈ всегда скорее шарж, нежели точный портрет.
Осознав, кому принадлежал домашний театр, художник рассмотрел кукол повнимательнее. И обомлел! Среди кукол выделяется пара, обнаруживающая сходство с императорской четой ≈ Николаем и его супругой Александрой. На голове женской куклы ≈ крепление, скорее всего для диадемы, в которой императрица изображена практически на всех портретах. Еще одна кукла сохранилась хуже ≈ повреждены волосы. Но и в ней можно узнать члена царской семьи ≈ вдовствующую императрицу Марию Федоровну. Еще один персонаж в простом платье, по-видимому, няня великих княжон. Кукла в традиционном костюме Полишинеля очень похожа на друга семьи, светлейшего князя Константина Александровича Горчакова.
Документов, подтверждающих заказ, нет. Кто прячется под черной маской Арлекина ≈ остается только гадать. Пока понятно, что у него есть черная борода. Чернобородым был, например, советник и близкий друг семьи Григорий Распутин.
Согласно гроссбуху театрик был передан в музей Образцова в 1945 году из Музея игрушки в Загорске (Сергиев Посад). В сложные времена 40–50-х годов тайну кукол наследника хранил создатель и первый руководитель Музея театральных кукол Алексей Яковлевич Федотов.
Знаменательно, что инкогнито домашнего театра кукол императорской семьи было раскрыто тридцатого июля ≈ в день рождения цесаревича Алексея.