Зальцбург, музей Рупертинум, до 11 ноября
Популярность неофициального искусства Китая достигла в последнее время в Европе апогея. Даже до Москвы этой зимой в рамках биеннале современного искусства добралась небольшая, но запоминающаяся экспозиция китайцев. В Зальцбурге же показывают впечатляющую коллекцию швейцарца Ули Сигга. Поскольку он одним из первых на Западе стал собирать китайцев, ему принадлежит немало работ, считающихся сегодня визитной карточкой искусства Поднебесной. Не случайно к этому собранию беспрерывно обращаются европейские кураторы; персональные же выставки собрания уже показывали с успехом в Берне и Гамбурге. Для Зальцбурга экспозицию обновили недавно приобретенными работами (те впервые предстанут перед публикой), а перед зданием музея возникла специально подготовленная для Австрии инсталляция Ху Юна.
На протяжении последних 30 лет Сигг приобрел так много произведений китайцев, что Рупертинум вынужден был ограничиться избранным. Но и его хватает, чтобы оценить иронию, а порой и сатиру искусства, полного той энергии, которая возможна лишь у наций, находящихся на подъеме. Иногда, впрочем, второй смысл возникает из-за знания контекста ≈ все же авангард эпохи маоистского Китая чем-то близок нашему неофициальному искусству. А вот к чему близко искусство XXI века, нам только предстоит определить.