0
771
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.08.2007 00:00:00

Прогноз погоды

Андрей Могучий

Об авторе: режиссер


Климат ≈ одна из основных причин, влияющих на зарождение и существование уличного театра. В России, так или иначе, этот театр не процветает, как, впрочем, нет особых достижений и в европейских, северных странах. Правда, есть еще климат политический: в Польше, к примеру, появление уличного театра было вызвано прежде всего политическими причинами, а спектакли стали протестными формами. Многое, что оказывалось невозможно сделать на официальной сцене, делали на улице. Известен «Театр Осьмого Дня», близкий к «Солидарности». Его в Польше запретили ≈ группа жила и работала в Италии. Они сформировались как политический театр.

Уличный театр ≈ это не то, что у нас народ привык смотреть на праздниках города: балалайки, караоке и песни в микрофоны. Уличный театр ≈ особая самостоятельная, интереснейшая театральная эстетика. Обидно, что такой тип театра у нас никак не укоренится.

Помню фестиваль уличных театров «Караван мира» в 1989 году, который проводил Слава Полунин. Это мне многое дало в понимании того, что театр может быть очень разным, более энергетически мощным в его открытых формах, чем за толстыми стенами.

Для меня очень важный момент ≈ соприкосновение театра с реальностью. Когда ты создаешь спектакль на улице, то соприкасаешься с живой природой: солнцем, небом, водой, землей, камнями. Это диктует необходимость повышенных требований к актеру ≈ к его подлинности. Врать, имитировать на площади просто невозможно. Демократизм ≈ серьезное испытание. Ведь зритель на улице может смотреть, а может не смотреть представление. Я бы всех актеров драматического театра провел через улицу. Это серьезным образом формирует критерии.

В стационарном театре-коробке зритель зажат в условия и условности, степень свободы публики иная, нежели на улице. Большая степень свободы и у актера, но и выше степень его ответственности. Конечно, это ≈ театральный экстрим, не сравнимый с драматическим театром, но, наверное, сопоставимый с цирком. Актеры драматического театра привыкли к комфорту и рафинированным условиям, далеким от подлинной природы театра.

Спектакль, мною поставленный в 1994 году, «Orlando Furioso» делался как для сцены, так и для улицы, что было чрезвычайно полезно для нашего понимания природы театра. Сценическая и уличные версии взаимно влияли и обогащали друг друга. Если спектакль играется в открытом пространстве, то нужно выстроить театр, который проживет максимум несколько дней здесь и сейчас. Необходимо взаимодействовать со средой. Мы играли «Orlando» в разных городах и ландшафтах, и каждый раз ставился новый спектакль. Радость преображения пространства ≈ увлекательная задача. На два-три дня привычное место в городе трансформируется в фантасмагорическое пространство. И люди, ежедневно проходя мимо этого места, не могут потом не вспомнить, как уличный театр преобразовывал его на несколько дней. Театр здесь непосредственно влияет на жизнь, как и жизнь на театр.

Есть самые разные практики, технологии по созданию спектакля на улице. Есть спектакли, которые стоят не меньше 100 000 евро. К примеру, французский театр «Ройал де Люкс» конструирует гигантские объекты, огромные куклы и является дорогостоящим, как и французский «Космос Колей». Есть голландский театр «Догтруп», который представляется более содержательным, а может организовывать уличную среду один человек. К примеру, клоун из Чехии приезжает в город с тремя чемоданами на три дня для мастер-класса. Набираются студенты, волонтеры, которые будут с ним работать. Им говорится, что они «инопланетяне», их высадили на городском рынке, они не знают никаких правил земного поведения. Наступает день, когда после подготовки группа выходит на рынок постигать законы земного существования. Сам возмутитель спокойствия сидит на одной из крыш дома, наблюдает и координирует действия группы, разбитой на два, три человека по рации. Они вступают в контакт с людьми, и возникают самые разные ситуации, в том числе и конфликтные. Вдруг два энтузиаста–«инопланетянина» начинают двигать грузовик. С крыши следует всем команда бежать в квадрат «С» и двигать неподъемный грузовик. С разных концов площади несутся двадцать человек в указанный квадрат и начинают помогать товарищам по «НЛО». Эту машину не сдвинуть и ста человекам, но инопланетяне стараются. Это ≈ своего рода «ситуативный дизайн» (мне нравится этот термин, введенный в оборот Сергеем Гогуном), не хеппенинг, не перформанс, а вот такой ситуативный театр, создающий провокативные псевдоситуации в той или иной городской среде.

Есть театры, которые работают только с огнем, как французская группа «Карабос». Они по-своему мощно трансформируют среду ночного парка, сада, который начинает дышать особой поэзией. На Театральной олимпиаде они работали в саду «Эрмитаж».

В контексте прогнозов на глобальное потепление есть, конечно, слабая надежда, что и у нас в стране потеплеет и все-таки театр выйдет на улицу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1970
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4007
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3046
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2482

Другие новости