«Я давно мечтал привезти в Питер что-нибудь красивое. Что-нибудь, что способно соединиться с его белыми ночами. Для меня белые ночи ≈ символ Петербурга, его суть, его главное убранство. И я придумал проект, который назвал «Воздушные замки».
Представьте себе, что в сердце города, на пляже Петропавловской крепости, возвышается самое красивое в мире белое шапито, где играется «сНЕЖНОЕ шоу». Гигантская белая полусфера, словно инопланетный корабль, приземлилась у крепостных стен, а вокруг нее раскинулся белый «карнавал-сарай» с двумя белыми шапито поменьше: в них поселились музыканты, которых собрал московский клуб «Китайский летчик Джао Да»; художники-инсталляторы, артисты перформанса, музыканты и танцовщики ≈ словом, все, кто любит и умеет работать в живой среде открытого пространства, все, кому близок романтический дух Белого карнавала в туманной оправе питерских белых ночей┘» ≈ так определил свой новый проект Слава Полунин.
На сей раз шоу впервые играется в уникальном гигантском шапито, которое построено без единого гвоздя. А вокруг этого, лежащего будто бы в белом облаке, сооружения раскинулось пространство «белого карнавала» ≈ со странными фигурами людей-бабочек, что встречают вас у самого входа. Образы, которыми населили этот мир художник≈инсталлятор Алексей Кострома, хореограф Шусаку Такеучи ≈ один из тех хореографов, кто устойчиво и настойчиво работает с открытым пространством, артисты питерских театров, заставляют вас погрузиться в мир фантазий. Питерской белой ночью вы можете увидеть белые сны наяву.
Прогуляться по тропинкам белого карнавала, а потом завалиться в белый мексиканский гамак, чтобы получше, без суеты рассмотреть ваши собственные белые мечты, только для вас просматривающиеся в дымке над Невой┘ Здесь, в деревне Гамакино, вам предложат чай по всем правилам чайной церемонии.
А рядом ≈ еще один белый шатер. В нем на время проекта поселился московский клуб «Китайский летчик Джао Да» ≈ лучший, по мнению Полунина, московский клуб. «Летчики» приехали со своими официантами, коронными бретонскими блинчиками и, конечно, замечательной музыкальной программой, которая собирает зрителей сразу после окончания спектакля в большом шатре.
Но прежде чем зрители смогли прийти в этот «карнавал-сарай», в Питере прошел сам карнавал. И королем его единодушно питерцы избрали Полунина. Основным конкурентом Полунина на этот пост был Митя Шагин, главный Митек страны, который на пресс-конференции по случаю карнавала заявил, что считает истинным королем карнавала только Полунина и даже участвовать в этом состязании не желает.
КАК МЕНЯТЬ АВГУСТ НА ДЕКАБРЬ
Слава Полунин пытался возродить традицию карнавалов в Питере еще в далеком 1992 году. «Мы пытаемся по-новому взглянуть на старинную традицию карнавала ≈ праздника преображения ежедневности в фантастическую реальность снов, мечтаний, смеха, свободы ≈ словом, всего того, чего так не хватает в нашей будничной жизни», ≈ декларировал он лет пятнадцать тому назад и стал создавать карнавальные миры. Сначала, в 1992 году, этот мир был ограничен стенами питерского кинотеатра «Родина», где базировалась его «Академия дураков». Затем границы стали расширяться: в Москве в рамках Третьей всемирной театральной олимпиады полунинский карнавал выплеснулся на Тверскую и поселился на две недели в столичном саду «Эрмитаж». Более десяти тысяч человек ежедневно пробирались ≈ кто легально, а кто и нет ≈ в карнавальное пространство, чтобы стать его частичкой, обязательной составляющей, сутью, ведь карнавал не имеет зрителей, он имеет только участников┘
Вслед за Театральной олимпиадой наступил период тотальной карнавализации жизни Славы Полунина. Праздники так и норовят вытеснить будни. И календарь им нипочем ≈ захотели отметить новый год в августе и приказом по коллективу поменяли август на декабрь. Как ни показывают «сНЕЖНОЕ шоу» в России, так карнавал снеговиков устраивают ≈ и случайные прохожие с удовольствием, впав в детство, лепят снежных баб и мужиков. А вот теперь задумали «карнавал-сарай» у Петропавловки разбить, чтобы увлечь публику в «воздушные замки» Белого карнавала┘
Разодетые в белый лебяжий пух трактора, экскаваторы, тяжелые грузовики шествовали по Невскому проспекту вслед за королем, который вел под уздцы одетого в перья верблюда. Между горбами верблюда гордо восседали две маленькие девочки в костюмах белоснежных бабочек. Следом за ними следовали танцующие бабочки постарше. Человек тридцать. Бабочки двигались медленно и осторожно, подчиняясь изысканному хореографическому рисунку, придуманному Шусаку Такеучи. Вокруг них порхали крылатые танцовщики ≈ то ли птицы, то ли ангелы, то ли эльфы┘ Их танец сопровождался музыкой голландских музыкантов и композиторов, приглашенных для участия в карнавале, которые гордо восседали на огромном оперенном грузовике. Из люльки специальной машины раздавались звуки бархатного меццо-сопрано Елены Куфко, солистки театра «Геликон-опера», решившей испытать на себе, что такое быть уличным артистом.
А следом под предводительством оркестра «Пакава Ить», то и дело взрывающего медитавные ритмы танцевальной группы своей зажигательной музыкой, следовала свита одетых в лебяжьи перья людей с флагами. Двигалась огромная белая пушистая колонна. Какая-то женщина в толпе зрителей поинтересовалась, что же это означает? И сама себе и ответила: «Наверное, рай». Эта армия следовала за своим королем, одетым в пуховую корону. За ним тянулась десятиметровая пуховая мантия, которую несли с неподдельным восторгом, артистизмом и вдохновением. А ведь это были не артисты, а сотрудники и рабочие Водоканала Санкт-Петербурга, ставшие партнерами Полунина.
Карнавал закончился, а его персонажи и образы перебрались на пляж Петропавловской крепости и стали частью «карнавал-сарая».
Серебряные ленты, серебряные деревья, белые флаги, люди в костюмах из белого лебяжьего пера, «ангелы», спускающиеся с вершины гигантского белого шапито, люди с нарочито белыми лицами, в белых одеждах, закопанные по пояс в песок. Нева, Зимний дворец, стрелка Васильевского острова, разноцветные паруса яхт, медленно плывущих вдоль берега, фонтан на Неве, вздымающий воду выше Ростральных колонн, белые ночи с распахнутыми объятиями мостов┘ Таков мир «Воздушных замков Славы Полунина».