Одно из первых моих впечатлений о домашнем театре ≈ сцены из «Горя от ума» на даче наших соседей по Николиной Горе ≈ Иваницких. Я помню, как пробили часы, открылся занавес, и мы увидели Лизу ≈ она переводила стрелки часов в гостиной Фамусовых. На наших глазах все вдруг преобразилось ≈ это были уже не стул, лестница и часы. Это был театр.
Я вспоминала спектакль много лет спустя, когда мы с братом (Сергей Бархин ≈ театральный художник) делали «Горе от ума» в Пермском драматическом театре с режиссером И.Т.Бобылевым.
А через три года в 1949 году я уже сама принимала участие в спектакле «Золушка». На репетиции съезжалась вся Николина Гора, и деревья вокруг эстрады обрастали велосипедами. (Эта эстрада знаменита: на ней играли Святослав Рихтер, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Олег Коган, Николай Петров.) Мы с братом изо дня в день ходили смотреть, как делаются декорации замка принца. Башни рисовали специалисты: наша мама ≈ архитектор (ее диссертация посвящена башням) и директор Архитектурного института Иван Сергеевич Николаев. Все было всерьез, и башни получились грандиозные: трехгранные призмы метра 4 в высоту, расписанные в технике гризайль. Их установили на эстраде, и как раз между ними оказалась красная звезда. Звезду закрыли рыцарским гербом.
Спектакль ставила Млада Калашникова, в то время студентка Щукинского училища. Актеров было чуть ли не больше, чем зрителей. Роли нашлись для всех никологорцев от 8 до 16 лет: пажи, придворные, гномы, дамы и кавалеры. Я играла пажа и гнома. У Сережи роль была более значительная и со словами. Он играл кучера кареты Золушки и кричал с козел: «Но-оо, мышастые!»