В 1985 году, когда Андрей Кончаловский уже был известен всему миру как талантливый кинорежиссер, ему поступило предложение поставить оперу «Евгений Онегин» в Ла Скала, а в 1987-м ≈ «Чайку»
на сцене французского «Одеона». Три года спустя он возвращается
в Ла Скала, чтобы осуществить постановку «Пиковой дамы».
В Мариинском театре идут его оперы «Война и мир» и «Бал-маскарад».
«Война и мир» была им поставлена также в «Метрополитен-опера»
в Нью-Йорке.
Спектакли Андрея Кончаловского «Мисс Жюли» по Стриндбергу
и «Чайка» по Чехову ≈ в репертуаре московских театров «На Малой Бронной» и Театра имени Моссовета. В Варшаве идет его спектакль «Король Лир» с Даниэлем Ольбрыхским в главной роли.
В планах ≈ «Дядя Ваня» и «Король Лир» в Москве.
Сегодня мало кто знает, что успешный режиссер кино и театра Андрей Кончаловский когда-то написал свою первую пьесу для маленького дачного театра, с которого, возможно, все и началось┘
Николина Гора, конец 40–50-е.
Дачные театры были развлечением буржуазии. После революции, естественно, все закончилось. Я ничего не знаю о дачных театрах советского времени. Если что-то и было, то на уровне самодеятельности. Может, были какие-то детские, школьные коллективы. Это всегда бывает трогательно и полезно для воспитания. Но любительщина и дилетантство не заменят профессионального театра. Конечно, это лучше, чем пьянствовать. Но не надо забывать, что Чехов говорил Горькому: «Все это фонари и фанаберии. Не надо театр опускать до народа, надо народ поднимать до театра».
В детстве на Николиной Горе у нас были концерты танцевальных групп, в которых я принимал участие. Был у нас и домашний театр. Я сочинял для него какую-то пьесу. Не помню о чем, что-то романтическое. С кинжалами. Самое яркое впечатление от спектакля ≈ меня облили горячим супом. Я бежал на сцену и врезался в нашу домработницу.
Может быть, какие-то дачные театры сейчас и возникают снова. Но я бы не стал говорить о них всерьез, они не влияют на культуру.