ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО
«Яр», драма
Россия, 2007
Режиссер: Марина Разбежкина
Сценарий: Павел Финн, Лидия Боброва, Сергей Есенин.
В ролях: Михаил Евланов, Полина Филоненко, Сергей Гамов.
Со времени первого опыта Марины Разбежкиной в художественном кино прошло шесть лет. Тогда ее картина «Время жатвы» поделила критиков и профессионалов кино на две равные половины: сторонников и противников. То же самое произошло и на последнем «Кинотавре» с ее новым фильмом «Яр». Разбежкина ≈ дама талантливая во всех отношениях и как всякий талантливый человек не оставляет окружающим возможности равнодушно пожать плечами после ее фильма. Кто-то открыто плюется, не высидев и половины, кто-то выходит после фильма с восторженным «О-о-о-о!». Что ж, всяк имеет право на свое отношение, однако противоборствующие стороны сходятся в одном: это то, что называется Искусство Кино. Именно так, с больших букв. Разбежкина делает кино таким, каким, наверное, и представляли его себе в отдаленном будущем братья Люмьеры, ≈ фантастически точно схваченная жизнь, словно живой кусок живой ткани, плюс еще ювелирно украшенный и отретушированный. Можно не вникать в смысл того, что происходит в глухой русской деревне на экране, ≈ вот свадьба, кто-то женится без любви, страдает, тонет в стремнине. Какие-то страсти роковые. Мужики в зипунах, бабы в сарафанах и чуть ли не кокошниках, словно сошедшие с картин Перова. Природа, словно обрушившаяся с картин всех передвижников вместе взятых.
Здесь все необычайно красиво, зловеще и эпично. На время действия ≈ XIX век ≈ указывают лишь упоминания о железной дороге, инженерах да совершенно городские картузы на крестьянских головах. А так ≈ полное ощущение, что перед нами ≈ чуть успокоившиеся герои какого-нибудь древнерусского эпоса или на худой конец фильма «Волкодав». Природа глазами Разбежкиной ≈ то злой ворог, то милый друг и помощник. Природа ≈ главный герой «Яра», несмотря на сложные перипетии отношений героев. Она живет своей жизнью в каждый момент фильма, то надвигаясь на нас душным туманом от реки, то забавляя узором на спине ползущего по лицу ребенка паука. Нарочитая сочность «Яра» словно специально придумана, чтобы зрители любовались этой мощной живописью и не слишком усердствовали по части смысловой нагрузки фильма. Ее, впрочем, и нет. Она, впрочем, и не нужна. Иногда даже кажется, что режиссер сама подсмеивается над собой, над своими героями и над теми, кто ищет глубин в ее фильме. «Какое там нам намедни, если никогда нонче?» ≈ вопрошает один из героев. И сразу становится ясно, что этот фильм надо только смотреть. Чистое искусство для искусства. Но ≈ размашистое и смелое необычайно.
ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО
«Простые вещи», трагикомедия
Россия, 2007
Режиссер: Алексей Попогребский. Сценарий: Алексей Попогребский
В ролях: Леонид Броневой, Сергей Пускепалис и др.
На фестивале «Кинотавр-2007» фильм «Простые вещи» получил главный приз, приз за режиссуру, приз за лучшую мужскую роль (Сергей Пускепалис), диплом «За неоценимый вклад в отечественное киноискусство» (Леонид Броневой).
После успеха фильма «Коктебель», снятого Борисом Хлебниковым и Алексеем Попогребским, друзья пустились дальше в путь поодиночке. Хлебников снял «Свободное плавание», Попогребский годом позже ≈ фильм «Простые вещи». По иронии судьбы участника конкурса «Кинотавра» ≈ фильм «Простые вещи» довелось судить его соавтору ≈ Хлебникову. Судил, как мы могли убедиться, справедливо.
Простая история, простые люди, простые проблемы, простые вещи┘ Врач-анестезиолог Сергей явно переживает кризис среднего возраста. К тому же все это усугубляется неблагоприятными внешними обстоятельствами: непониманием жены, дочка ушла из дома, на работе все берут взятки, и он тоже, а ему надоело. И жена вдруг рожать собралась, да еще в однокомнатной-то квартире. Появление подвернувшегося на пути артиста-пенсионера Журавлева (Леонид Броневой) становится своего рода лакмусовой бумажкой: выявляет истинную ценность переживаний Сергея. Уставший от жизни Журавлев просит Сергея сделать смертельный укол в обмен на картину Репина. Старик все равно неизлечимо болен, а Репин обеспечит и новое жилье, и безбедное существование. Но Сергей умудряется и большой грех на душу не взять, заменив его грехом поменьше, и картину получить. Авторы решаются на счастливый конец, чем изрядно портят всю картину. Но это, впрочем, не страшно. «Простые вещи» не оборачиваются пустой сентиментальной мелодрамой. Здесь есть своя четкая и внятная логика, объясняющая и фабулу, и поступки героев. «Не бойтесь делать ошибки, ≈ говорит нам фильм, ≈ всякий грех может быть прощен, если искренне раскаешься». Замечательный Леонид Броневой, обаятельный в своем пороке Сергей Пускепалис. Сейчас, когда искусство интересует все что угодно, но только не человек как таковой, «Простые вещи» открывают мир простых вещей, которые мы сами запутываем невероятно. Но главное ≈ есть выход. И можно жить. Даже нужно.