На Западе известные актеры параллельно выпускают молодежную одежду, одеколоны, кремы, вино, не делая из этого тайны. У нас в какой-то момент актеры и шире ≈ люди театра, искусства ≈ тоже ринулись в бизнес, может, не массово, но пошли. Порой известность лишала их чувства опасности, популярность и слава казались чем-то вроде охранительной грамоты. Хотя, если попытаться разобраться, самые печальные истории, вполне возможно, не были напрямую связаны с коммерческими вопросами. Хотя┘ скорее всего наверняка об этом уже никто никогда не узнает. Как сказал нам один наш собеседник, много лет проработавший в уголовном розыске, а потом ≈ в Министерстве юстиции, убийцы ректора ГИТИСа Сергея Исаева, гендиректора Центра имени Мейерхольда Олега Лернера, история внезапного и таинственного исчезновения хореографа Дмитрия Брянцева будут раскрыты в одном-единственном случае ≈ если виновные, измученные своей совестью, явятся с повинной. Такая вот грустная шутка.
Убийство Сергея Исаева
Ректор Российской академии театрального искусства Сергей Исаев был убит несколькими выстрелами через окно в ночь на 29 июля 2000 года на собственной даче в поселке Валентиновка близ Королева. Официальная информация, которую предали гласности милиция и прокуратура, крайне скупа. По данным правоохранительных органов, неизвестный сделал несколько прицельных выстрелов, два из которых причинили Исаеву смертельные ранения. Выстрелы слышали соседи, которые и вызвали милицию. Прибывшие на место происшествия сотрудники правоохранительных органов и родственники застали хозяина дачи уже мертвым. В СМИ было объявлено, что расследование убийства взяли под личный контроль министр внутренних дел Владимир Рушайло и генпрокурор Владимир Устинов. А высокопоставленный представитель МВД Вячеслав Трубников официально озвучил две возможных версии гибели Сергея Исаева ≈ предпринимательская деятельность (при этом он особо подчеркнул, что «предпринимательство имело место»), и бытовая. Какой смысл вкладывался во вторую, разъяснено не было.
В первых официальных сообщениях говорилось, что в ту ночь Сергей Исаев был на даче один. Однако позже появились публикации со ссылками на свидетельства оперативных сотрудников Болшевского райотдела УВД города Королева, проводивших опрос соседей убитого, которые в ту роковую ночь раньше милиции явились в дом на помощь Исаеву. Помочь ему уже было невозможно ≈ он лежал мертвым на террасе в луже крови, а рядом сидела потрясенная произошедшим женщина (жена Исаева находилась в это время за границей). Поэтому следствие не исключало, что Сергей Исаев стал жертвой своего дачного романа. Возможно, именно это имел в виду Вячеслав Трубников, говоря о бытовой версии трагедии.
Нам удалось выяснить, что за неделю до убийства Сергей Исаев приехал на Таганку, где набирал курс эстрадного факультета Геннадий Хазанов. В перерыве между выступлениями абитуриентов Исаев попросил Хазанова помочь ему срочно встретиться с Юрием Лужковым, так как у него возникли кое-какие проблемы. Речь могла идти о земле, примыкавшей к ГИТИСу и когда-то входившей в территорию старинной усадьбы, которую теперь Исаев будто бы намеревался вернуть театральной академии. Во всяком случае свидетели говорят, что в день убийства у Исаева было напряженно-расстроенное состояние, он был чем-то сильно подавлен.
Многие коллеги Сергея Исаева полагают, что за его смертью стоят деньги. В частности, новый ректор РАТИ (ГИТИС) Марина Хмельницкая (при Исаеве она работала проректором академии) в одном из интервью прямо заявила, что это заказное убийство, и связала преступление с «бессмысленным и беспощадным» ремонтом, который длился в ГИТИСе, по ее словам, несколько десятилетий и длился бы еще неизвестно сколько, если бы за дело не взялся Сергей Александрович. Конечно, на ремонты тратятся немалые деньги, но эти средства никак нельзя сравнить с теми финансовыми потоками, которые аккумулировал и которыми распоряжался, скажем, Олег Лернер, строя целые современные театральные комплексы. Правда, сравнивать суммы бессмысленно ≈ в России порой убивают за несколько десятирублевых купюр.
В день убийства на даче с Исаевым находилась его студентка, они пили чай, потом она вышла и вбежала обратно, услышав непонятный шум. Кровь шла из горла, но он успел попросить ее вызвать милицию. Она взяла его на руки, после чего было произведено еще несколько прицельных выстрелов, но женщину ни один из них не задел. Исаев умер у нее на руках. В ходе одного из допросов, который проходил с использованием гипноза, она вспомнила стоявшую на их пути автомашину «Фольксваген», которую им с трудом удалось объехать, когда они уже подъезжали к даче.
Среди подозреваемых, отрабатываемых следствием, была та самая молодая женщина, находившаяся с Исаевым на даче (бытовая версия, иначе говоря ≈ ревность), проректор ГИТИСа и руководитель АХЧ театральной академии (коммерческая версия). Главной в итоге стала бытовая, поскольку среди близких знакомых ректора оказалось немало его студенток. Говорили чуть ли не о «половине актерского факультета». И не только актерского. Вряд ли следователи внимательно отнеслись к научным работам Исаева, хотя его пристальный интерес к Арто, Кольтесу и Жене в данном случае, может быть, навел бы на какие-то неожиданные ответы.
Преступление до сих пор не раскрыто. Надежд на то, что убийцу найдут и накажут, все меньше, так как следствие по делу приостановлено. Об этом корреспонденту «Станиславского» сообщила пресс-секретарь прокуратуры Московской области Елена Рассохина. Обоснование ≈ за неустановлением лиц, совершивших убийство.
Гибель Олега Лернера
Гендиректора Центра им. Мейерхольда Альфреда (Олега) Лернера расстреляли 3 июня 2003 года в центре Москвы фактически средь бела дня ≈ в 17.50. Он собирался на концерт Паваротти вместе с женой и старшей дочерью и решил заехать домой, чтобы переодеться. В момент, когда он вышел из машины возле своего дома на Олимпийском проспекте и направился к подъезду, к нему почти вплотную подъехал мотоциклист в шлеме с тонированным забралом и открыл огонь из пистолета с глушителем. Четыре огнестрельных ранения в голову не оставили Олегу Лернеру шансов на выживание. Срочно выехавшая на место происшествия опергруппа обнаружила в одном из ближайших переулков брошенный мотоцикл и оружие. Преступник не найден до сих пор.
Представители правоохранительных органов сразу заявили о заказном характере убийства. Мол, в данном случае с Лернером сводили счеты не как с театральным деятелем, а как с бизнесменом, для которого театр был и любимым делом, и прибыльным бизнесом. Он контролировал финансовые потоки, исчисляемые десятками миллионов долларов. Эта версия выглядит очень правдоподобно, так как Центр им. Мейерхольда ≈ это не только известная театральная площадка, но и 26 тыс. кв. м высококлассных офисных и торговых площадей, и гостиница, которые дают доход не одно десятилетие (центр основан в 1991 году).
Кроме того, Олег Лернер контролировал более чем солидные финансовые средства, которые аккумулировались из различных источников для реализации других проектов. Сам Лернер неоднократно заявлял, что возглавляемый им центр выступал заказчиком проекта здания оперной школы Галины Вишневской, вел строительство театрального центра на углу Страстного бульвара и Большой Дмитровки, нового здания театра «Et Cetera» Александра Калягина, целого парка искусств с новым помещением для театра «Сатирикон» и т.д. После убийства в информационных выпусках сообщили, что Лернер имел отношение к известной сети фитнес-центров. Кстати, Лернер имел опыт общения с криминальным миром ≈ в годы советской власти он находился под следствием, но был оправдан.
Однако несмотря на кажущуюся «прозрачность и убедительность» версии, найти не то что заказчика, а даже исполнителя до сих пор не удалось. Родные Лернера уверены, что это «трагическая случайность» и что в данном случае «человека перепутали». Ему никто не угрожал, не звонил, а бывшие партнеры по бизнесу как были, так и остались близкими друзьями семьи. Кстати, Лернер хорошо играл в шахматы (в пору работы в Орске, когда туда приехал Анатолий Карпов, Лернер ≈ единственный! ≈ выиграл у него), и умение просчитывать ходы наперед, наверное, дало бы ему почувствовать имеющуюся угрозу┘
«В настоящее время производство по делу приостановлено в связи с неустановлением преступника, ≈ сообщила корреспонденту «Станиславского» и.о. помощника прокурора Москвы по связям с общественностью Валентина Титова. ≈ Это не значит, что оно прекращено. Согласно действующему законодательству, срок давности по убийству составляет 15 лет, поэтому все эти 15 лет розыскные мероприятия будут продолжаться».
Пропавший Дмитрий Брянцев
Главный балетмейстер Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Александрович Брянцев, воспользовавшись тем, что театр ушел на летние каникулы, 25 июня 2004 года вылетел в Прагу, где планировал пробыть 5 дней. Это была частная поездка, тем не менее 30 июня, как и было договорено, за ним в аэропорт «Шереметьево» выехала служебная машина. Но среди пассажиров прибывшего рейса, на котором должен был прилететь главный балетмейстер, его не было. Его коллеги по театру и родственники уже тогда утверждали, что Брянцев остался за рубежом не по доброй воле, так как в его ближайших планах был отдых с семьей в Турции, репетиции нового балета. Чешская полиция начала расследование. В гостиничном номере, который снял Дмитрий Брянцев, сыщики обнаружили лишь отключенный мобильный телефон. По данным чешских пограничников, пропавший российский гражданин границу Чехии не пересекал. Дмитрия Брянцева объявили в розыск. В конце марта 2005 года недалеко от Праги в брошенной в лесу машине был обнаружен труп, и некоторые СМИ, в том числе и российские, поспешили объявить, что найдено тело пропавшего Дмитрия Брянцева. Однако за этим последовали опровержения.
«Тело пропавшего балетмейстера до сих пор не обнаружено», ≈ сказал корреспонденту «Станиславского» сотрудник департамента уголовного розыска МВД России Сергей Шелегеда, который, оказывая содействие чешской полиции, выполнял ее поручения как на территории России, так и в Чехии (разговор состоялся 5 апреля). Есть ли надежда на то, что Дмитрий Брянцев жив, просто по неизвестным причинам не может заявить о себе? «Хотелось бы в это верить, но мой многолетний опыт подсказывает, что такой вариант маловероятен», ≈ считает сыщик. По его словам, это не тот случай, когда человека захватывают преступники и удерживают в каком-то тайном месте. Иначе выдвигались бы какие-то требования. Да и удерживать столько времени ≈ без малого три года! ≈ дело крайне рискованное, особенно в условиях Чехии. «Тамошние власти уделяют огромное внимание туристическому бизнесу, и на расследование дела Брянцева были брошены лучшие силы, которые, как говорится, перевернули все вверх дном ≈ страна-то маленькая, ≈ так оценивает ситуацию Сергей Шелегеда. ≈ В таких условиях держать заложника становится делом не только бессмысленным, но и предельно опасным».
Помимо этого каждая из версий исчезновения известного балетмейстера отрабатывалась и на территории России. «Мы исследовали все связи Брянцева в России, при этом было «просеяно» не только его ближайшее окружение. Все эти данные сопоставлялись с данными чешской полиции, но никаких зацепок ни нами, ни чешскими коллегами добыто не было, ≈ констатирует Сергей Шелегеда. ≈ На сегодняшний день ситуация такова, что все вопросы чешской стороны по уголовному делу нами полностью закрыты». В таких случаях расследование уголовного дела приостанавливается до вновь открывшихся обстоятельств. «Но помимо уголовного есть еще разыскное дело, которое не приостанавливается», ≈ подчеркнул Шелегеда.
Много писалось о том, что Брянцев имел в Праге гостиничный бизнес, вылетал туда с большими деньгами, так как сильно задолжал своим бизнес-партнерам. В театральных кругах говорили о будто бы имевшемся у Брянцева намерении расстаться с гостиницами и открыть ресторан в Москве, и потому опять-таки почему-то у Брянцева имелась при себе очень крупная сумма. Подтвердились ли эти версии, дали ли они некие подсказки следствию? «Да, у Брянцева была там своя гостиница, были и партнеры по бизнесу, ≈ подтвердил Сергей Шелегеда. ≈ Но версия ≈ это всего лишь версия. Нет главного ≈ доказательств. Есть косвенные улики, но их недостаточно для того, чтобы предъявить обвинение».
Розыск Дмитрия Брянцева продолжается не только в Чехии, но и в России. Его данные числятся в базах данных розыска, при обнаружении неопознанных трупов «автоматом» срабатывает процедура проверки «Брянцев ≈ не Брянцев», но Сергей Шелегеда считает, что вряд ли это даст результат. «Вероятнее всего, преступление совершено на территории Чехии и замаскировано под безвестное исчезновение, ≈ отмечает он. ≈ Это когда у следствия нет ничего ≈ ни трупа, ни орудия преступления, место его совершения тоже неизвестно». По его словам, на раскрытие преступлений такого рода уходят многие годы.
Второй секретарь посольства РФ в Праге Владимир Федоров сообщил корреспонденту «Станиславского», что «чешская полиция включила Брянцева в список самых разыскиваемых лиц», а розыск ведет Управление по борьбе с организованной преступностью. «Но на сегодняшний день новостей нет», ≈ сказал он.
Общий комментарий
Брянцев, Исаев, пожалуй, за исключением Лернера, ≈ это прежде всего люди искусства, а не бизнесмены. Может, их погубил непрофессионализм в новом виде деятельности? Может, таким неподготовленным людям категорически противопоказано лезть в эту сферу?
Сергей Александрович Исаев
(1951 ≈ 2000 ).
Педагог, историк театра, режиссер, доктор философских наук. Ректор РАТИ (ГИТИС)
с 1988 по 2000 г.
Альфред (Олег) Аркадьевич Лернер (1947 ≈ 2003).
С 1991 года был директором-распорядителем Центра им. Вс. Мейерхольда
Дмитрий Александрович Брянцев
(род. 1947 ≈ пропал
без вести 2004).
С 1985 года был главным балетмейстером Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко
Сергей Шелегеда, департамент уголовного розыска МВД России
Бизнес всегда связан с деньгами, а причастность к деньгам всегда сопряжена с повышенной опасностью. Независимо от того, откуда кто сюда пришел. О выходцах из артистической среды могу судить только по Брянцеву, так как в делах ни по Исаеву, ни по Лернеру не участвовал. Мне кажется, что люди этой среды, особенно обретшие известность и популярность, в России пытаются перенести это преимущество и в бизнес. Перед такими открываются многие двери, для других недоступные. Но, попадая за рубеж, они оказываются в положении обычных людей, а то и еще хуже ≈ чужеземцев, к которым в лучшем случае относятся нейтрально. А наши этого еще не осознают, ведут себя, как привыкли дома. О чем потом крепко жалеют.
Еще мне кажется, что люди из артистической, богемной среды очень доверчивы (это многие отмечали и в Брянцеве). В бизнесе это качество может привести к опасным и даже трагичным последствиям. Там главное ≈ верно оценить риски, которые неминуемы в любом виде бизнеса. Доверчивость ≈ это ахиллесова пята служителей Мельпомены.