0
578
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.04.2007 00:00:00

Маяковка: третья редакция


Сергей Арцибашев как режиссер начинал с того, что ставил Володина, Петрушевскую, мужественно открывал драматургию Малягина. Теперь вместо этих славных имен в репертуаре Маяковки с легкой руки худрука появляются и пьесы резко другого качества, и авторы, не подсказывающие театру, а скорее обслуживающие его: Мардань, Максимов, Юрченко.

Да, перенесен на основную сцену спектакль «Надежды маленький оркестрик», который был поставлен более двадцати лет назад на Таганке, потом возобновлялся на Покровке, в лучшем случае третья редакция теперь идет в Маяковке, что трудно назвать новым спектаклем, хотя и успешно идущим.

Получив в руки огромное хозяйство ≈ основную сцену, филиал, открыв малую сцену в здании на Никитской после камерного пространства Покровки, режиссеру предстояло справиться с новыми масштабами, а также и с большой труппой в семьдесят человек, не считая приглашенных. К чести режиссера, баланс приглашенных и штатных актеров перевешивает сильно в пользу последних.

С первачами труппы Арцибашев сдружился до того, как его назначили в этот театр художественным руководителем. И Игорь Костолевский, и Михаил Филиппов откликнулись на приглашение режиссера сыграть в гоголевской «Женитьбе», поставленной на Покровке. Вольно или невольно, скорее невольно, режиссер обеспечил себе партию сторонников при непростом вхождении в Театр Маяковского.

Сегодня, когда вспоминают лучшие спектакли Андрея Гончарова и сравнивают их с работами Сергея Арцибашева, то забывают о том, какой период переживала труппа, когда угасал Андрей Александрович Гончаров, и какое наследство получил преемник. Театр при ослаблении художественного руководства начинает заболевать характерными, абсолютно одинаковыми недугами, определенным видом вируса, при котором обостряется борьба за власть, сбиваются партии сторонников и союзников в борьбе за будущий престол. Спектакли репертуара идут без пригляда, репетиции новых затягиваются на неопределенный срок. Если не ошибаюсь, «Как вам это полюбится» репетировался Гончаровым девять лет! Героини успели кто родить, кто состариться, а спектакль все репетировали. Вся режиссерская генерация, которой сегодня за пятьдесят, и в их числе Арцибашев, приняли наследство если не разоренное, то расстроенное (и Роман Козак, и Вячеслав Долгачев). Мало того, что режиссеров этого поколения передержали в статусе очередных и они не имели опыта управления большими кораблями, им не повезло и в том, что они возглавили академии не в лучший период для репертуарного театра. Как, к примеру, удерживать первых актеров труппы в новых экономических условиях, когда у звезды съемочный день в сериале стоит минимум 1500, а у некоторых доходит и до 3000 долларов в день.

В каждом времени свое средневековье.

Уже первый спектакль «Женитьба» в должности худрука Маяковки стал не новой постановкой, а редакцией и не мог, несмотря на успех, не встревожить. Режиссер занимал труппу, но не раскрывал ее. Ставил наверняка. Не проиграл, но и не выиграл. Постановка «Карамазовых», по сути, стала первой пробой сил с труппой, и вполне удачной. Арцибашев ставил сцены из жизни Скотопригоньевска, в которых было место и таким, в которых Аглая и Настасья Филипповна таскали друг друга за волосы. Этот городок делал всех заложниками публичной, пошлой жизни. Достоевский часто провоцирует к пафосу. Однако это отразилось, так случается с режиссерами, на следующей работе ≈ спектакле «Мертвые души». К тому же ставились сразу два тома в декорациях питерского сценографа А.Орлова, повторивших один в один свою идею, реализованную ранее в спектакле «Двенадцать стульев», поставленных Григорием Козловым в Питере. Сработал принцип Second hands. Сам же спектакль стал неловкой попыткой воззвания к совести общества без риска для создателей спектакля. Оттого возникала неловкость от гневного финального пафоса, направленного в никуда.

Попытка придать новое качество труппе за годы руководства театром Арцибашевым пока не только не дала нового качества, но вызывает все больше вопросов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1880
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1182
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
872
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1164

Другие новости