0
1907
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.04.2007 00:00:00

Основной инстинкт. Секс и насилие в театре


НА СЦЕНЕ НАСИЛИЕ ТЕРЯЕТ СВОЮ СИЛУ, А СЕКС СТАНОВИТСЯ НЕМНОГО СМЕШНЫМ...

Анатолий КОРОЛЕВ, автор романа «Эрон», который критика сочла апофеозом насилия и эротики:

Для меня первым опытом насилия в театре стало мое самое первое посещение театра. Мне было, наверное, лет пять, и моя мама повела дитя на утренний спектакль для детишек. Было это в провинции, в новогодние дни. Показывали русскую сказку о Василисе Прекрасной, которую похитил Змей Горыныч, а Иван Царевич явился ее освободить. Я не понял, что вижу условность, и с ужасом решил, что страшный Горыныч ≈ в зеленой чешуе с огнем из пасти ≈ вот-вот заметит всех нас, сидящих в зале, в том числе и меня с мамой, и мигом сожрет.

Это был первый и самый жуткий опыт встречи с насилием в жизни.

Когда спустя много лет ≈ в 1998-м ≈ я оказался на гастрольном спектакле «Книга Иова» бразильского театра «Вертижень», где кровью была залита даже мраморная лестница, ведущая из фойе на второй этаж, а публику встречали голые актеры в наклеенных ранах, ≈ вся эта бразильская резня вызывала у меня только чувство неловкости и скуки.

В театре по-настоящему пугают только намеки. Прямые картины насилия не срабатывают в силу защитной реакции человеческой психики, а сцены якобы сексуальной близости между актерами чаще всего смешат. Можно изображать гнев, ревность, зависть, но только не секс. Секс ≈ единственное, что нельзя изображать (имитировать).

В этом смысле бумага (роман), наоборот, увеличивает внушение, потому что действует в полном молчании и читатель в этой тишине чувствует себя абсолютно незащищенным. Книга может пугать, смерть всегда союзник текста, а театр ≈ нет, он отторгает всякую подлинность, кроме условной.

На память приходит притча о состязании двух актеров, которые должны были изобразить визг свиньи. Первый добросовестно завизжал и получил в награду аплодисменты, а второй спрятал под театральным рубищем живого поросенка и в нужный момент тиснул порося за брюхо. Тот отчаянно завизжал, но подлинный визг животного со сцены прозвучал так ненатурально, что актера освистали.

Не станем подкладывать театру свинью.

ТЕАТР ≈ ЭТО ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА. НО ВЕДЬ И ТЕЛА ТОЖЕ!

Мне кажется, на современной российской сцене категорически не хватает секса и насилия. А то, что существует, ≈ не секс и не насилие, а не знаю что. В природе театра есть сексуальность. Сцена придает актерам ореол эротизма, и восприятие зрителя всегда будет окрашено половым отношением. У нас, например, в спектакле «Облом’off» играл Анатолий Белый. И внезапно выяснилось, что на спектакль толпами приходят поклонницы с пассивным сексуальным отношением к этому актеру.

Сегодня голый человек на голой сцене ≈ это красивее и пристойнее, чем пышные декорации. В ХХ веке восприятие голого тела изменилось. Если раньше был оттенок непристойности, то сейчас ≈ витальность и ощущение жизни. Постепенно уходит элемент сексуального подглядывания. У нас в России «зажатый» театр. Не потому что зажаты актеры, а потому, что их учили: театр ≈ это жизнь человеческого духа. Но ведь и тела тоже! Что же касается насилия, то к манифестам Антонена Арто нечего добавить. Насилие тоже в природе театра: ты приходишь в театр, и тебя начинают грузить чем-то ≈ разве это не насилие? Сейчас в Нижнем Новгороде мы обсуждали эту проблему. Нас спрашивали, как реагировать на сцены насилия, и мы отвечали, что можно сопротивляться. К сожалению, зритель у нас пассивен: пришел, посмотрел, похлопал, дома рассказал, какой плохой был спектакль. А ведь важна не то что интерактивность, но, мне кажется, зрителю важно как-то определиться. У нас в Театре.doc была идея сделать спектакль про национализм. Сделать его таким, чтобы зритель возмутился. Разбудить его энергию. А то у нас, как автор пишет, «плохо быть националистом», и актер это играет. Но ведь то ≈ пассивные картинки. Не больше.

Михаил Угаров, драматург, режиссер, автор пьесы «Смерть Ильи Ильича»

ДАЙ ОТВЕТ! НЕ ДАЕТ...

Автоответчик Владимира Сорокина («Норма») отреагировал на слова «секс и насилие» однозначно ≈ мгновенными короткими гудками. Евгений Попов («Жду любви не вероломной») коротко и бодро ответил: «Да здравствует секс! Долой насилие!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
806
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
703
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
1056
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
584

Другие новости