Красиво падающий снег на сцене сегодня уже привычка и зачастую банальность. Режиссеры с некоторых пор стали использовать его по делу и без. Просто потому, что этот спецэффект работает всегда и безотказно и может создать любое настроение ≈ от светлой печали до беспросветного отчаяния. И как-то по-особенному снег на сцене действует на человека, который живет в стране, где зима ≈ доминирующее время года.
Беда, барин, буран
Самый известный снежных дел мастер сегодня ≈ Вячеслав Полунин, который уже много лет играет спектакль с соответствующим названием ≈ «Снежное шоу». Пожалуй, с этого спектакля началось активное шествие матушки-зимы по театрам России. Раньше театральный снег или световую проекцию использовали только там, где без нее ну совсем никак не обойтись. Теперь же и в Москве, и в северной столице театры используют снег на сцене очень часто. Как правило, для того, чтобы усилить эффект мизансцены, которая должна вызвать если не слезы, то щемящее чувство у зрителей. Например, в сценах расставания или, напротив, неожиданной встрече влюбленных.
В «Ричарде III» московского театра «Сатирикон» питерские режиссер Юрий Бутусов и художник Александр Шишкин давали снег в сцене проклятья. Кстати, начало «Гамлета» Бутусова в МХТ тоже было связано с зимой. Стражники Эльсинора (Константин Хабенский, Михаил Пореченков и Михаил Трухин) выходили ночным дозором холодной зимней ночью, укутавшись в безразмерные шубы. Нечто похожее устроила Нина Чусова в «Ревизоре» (Театр им. А.С. Пушкина), где первая сцена с хрестоматийными словами Городничего «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие» проходила на зимней рыбалке. В смешном спектакле Петра Мамонова «Мыши, мальчик Кай и Снежная королева» образ последней был трансформирован до неузнаваемости. Героиня, чьим голосом в знаменитом мультфильме говорила великая Мария Бабанова, ходила по сцене как робот в облегающем комбинезоне из латекса, на лыжах и в защитных очках.
Снежная тема присутствует в двух спектаклях режиссера-художника Дмитрия Крымова. В «Недосказках» бумажным снегом, который смело вынимают из карманов, актеры обсыпают старика, уходящего на войну. А в «Демоне» на сцену выволакивают огромный снежный ком, из которого появляется актриса. Этот ком, как рассказал режиссер журналу «КС», имеет особую конструкцию: железный каркас, внутри обшитый поролоном, а сверху обклеенный бумагой.
В литовском метафорическом театре, о котором обычно шутят «камень ≈ ножницы ≈ бумага» из-за частого использования на сцене песка, воды и прочей природной фактуры, Москва чуть ли не впервые увидела настоящий лед на сцене. В знаменитом спектакле Эймунтаса Някрошюса «Гамлет» тень отца вручала главному герою меч, в буквальном смысле закованный в лед. А монолог «Быть или не быть» Гамлет произносил, стоя под постепенно таявшей ледяной люстрой. Один из самых известных спектаклей другого литовца Римаса Туминаса ≈ «Маскарад» по Лермонтову был почти весь погружен в заснеженное пространство.
Вдоль по улице метелица метет
Сейчас, в век высоких технологий, существует много способов устроить в театре зиму. Тем более что внимание к оформлению сценического пространства стало куда выше, чем, например, в XVIII веке. Тогда вся декорация, как правило, представляла собой живописно расписанный задник. И, естественно, все атрибуты зимы были просто нарисованными на холсте.
В конце XIX века сценография не ушла далеко вперед. Вот что писал К.С. Станиславский о состоянии художественного оформления спектаклей: «В то время декоративный вопрос в театре разрешался обычно очень просто: задник, 4-5 планов кулис арками, на которых написан дворцовый зал с ходами и переходами, с открытой или закрытой террасой, с видом на море и прочее. Посреди сцены ≈ гладкий, грязный театральный пол и несколько стульев, по числу исполнителей. Если нужна дверь≈ ее приставляли между кулисами, нужды нет, что сверху над дверью остается дыра пролет┘ На сцене царил роскошный павильон ампир или рококо, писанный по трафарету с полотняными дверями, шевелившийся при раскрытии или закрытии их. Двери сами отворялись и затворялись при входе артистов на сцену».
Кстати, зима коснулась самого К.С. еще в самом начале его жизни в искусстве: впервые он вышел на сцену в возрасте трех лет в домашнем театре, исполнив роль Зимы.
Уже в 1935 году театральный снег использовался в спектаклях. Тому свидетельство сохранившаяся видео-запись «Аристократов» в постановке Николая Охлопкова (Московский реалистический театр). Там «в роли зимы» выступали статисты в белых комбинезонах, которые просто налетали на героев и горстями разбрасывали «снег» прямо им в лицо.
Позже возникло широкое применение театрального тюля, повешенного впереди декораций и всей сценической площадки. В 1943 году этот способ был применен впервые в спектакле МХАТ «Последние дни (Пушкин)» (художник П. Вильямс, режиссер В. Станицын). Все действие происходило за белым тюлем, через который «проявлялись» персонажи и декорации. Таким образом, было достигнуто впечатление заснеженной картинки. В спектакле «12 месяцев» в МХАТ (художник Б. Волков, 1948) перед задником висело несколько тюлей, указывающих на соответствующее время года. Свет просто переключали с одного на другой.
Самый яркий пример применения театрального тюля сегодня ≈ балет «Снегурочка» в Музыкальном театре им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко (художник В. Арефьев).
Несмотря на эти изобретения, традиция изображать снежные пейзажи на задниках и драпировках сохранялась. Тому пример «Борис Годунов» в Большом театре (1946 год, художник Ф. Федоровский). В картине «Пролог» деревья с повисшими заснеженными ветками были изображены на двух арочных холщовых плоскостях. А внизу ≈ серый половик под цвет снега, истоптанного народом. Исследователь М. Богомолова в книге «Декорационные материалы ≈ художникам театра» описывает, как в цветовой гамме было создано впечатление холода: «Мерцающая, в отблесках от горящей лампады икона над входом в монастырь, пронзительный холод, почти физически ощущаемый от сочетания почерневших деревянных срубов, сине-лиловых теней на снегу и мрачной коричневато-красной монастырской башни».
Через двадцать лет с небольшим, в 1969 году, художник В. Левенталь в спектакле «Снежная королева» нашел интересное решение сцен со льдом и снегом. В картине «Дворец королевы» он затянул все черным бархатом, на котором блестели наклеенные полосы и куски лавсановой пленки, металлизированной с одной стороны. В сочетании с поталью она давала ощущение царственного холодного сверкания льдин.
Снежный скрип самый трудный
Чтобы создать великую иллюзию, режиссерам и художникам порой приходится прибегать к грубой и довольно прозаичной технологии. На сценической ли площадке или вне ее эффект снежной красоты достигается простыми, не сказать топорными средствами. Или порошок засыпается в машину, или используется полиэтилен (так называемый «голливудский снег»). А если театр бедный ≈ сыплют с колосников обычные резаные бумажки. Или ставится крутящийся барабан с проделанными в нем отверстиями, через который луч прожектора отбрасывает на сцене проекцию светлых пятнышек, отдаленно напоминающих падающий снег.
Чтобы не скрипела сцена, ее накрывают половиком из прочной и плотной ткани. Как правило, это хлопчатобумажный холст и двунитка белого цвета с рельефной аппликацией. Если нужно создать впечатление искрящегося «застывшего» снега, на основу нашивают горизонтальные слои марли с прослойкой под ними целлофана, а пушистый, только что выпавший снег можно имитировать рюшами из тюля, нашитыми также на белую основу.
Для того чтобы показать морозные рисунки на стекле, приходится затягивать переднюю раму окна тюлем или марлей и расписывать ткань темно-синими или черными красками. Если осветить такое «стекло», то его темные места будут пропускать света больше, чем светлые, где свет задержится. Эти белые места будут как бы светиться, а сквозь черные места будет проглядывать задник, что и создаст иллюзию морозного узора на прозрачном стекле. Очень хорошо «морозный рисунок» получается, если на эти белые места наклеить вырезанные из обрезков тюля, марли или бумаги соответствующие узоры.
Немалое значение имеют звуки снежного скрипа. В военные годы сценографическая экспериментальная лаборатория МХАТ выпускала ряд брошюр, в которых подробно и с иллюстрациями описывалось создание спецэффектов на сцене, в том числе шумовых. Из одной из них можно узнать, что скрипы снега имеют разновидности и иногда непростой способ воспроизведения. Для создания простого скрипа снега тогда, равно как и теперь, применяются подстилки наподобие ковриков, наполненных картофельной мукой или техническим крахмалом. При ходьбе по ним получается впечатление звука снежного скрипа: «Звук воспроизводится в двух направлениях: звук снежного скрипа, получающийся от шагов человека, идущего по снегу, лежащему непосредственно на земле, и ≈ второе: человека, проходящего по снегу, лежащему на настиле (по мосту, крыльцу и т.д.). <Первый звук> достигается таким образом: под подстилки с картофельной мукой для смягчения резонирующих свойств сцены, пола сцены, подкладывается прокладка из войлока, одеял и т.п. Для <воспроизведения второго звука> коврики кладутся непосредственно на пол сцены или же на деревянный мост, помост крыльца и т.п. Мешки изготавливаются из клеенки, потому что ткань может пропускать муку».
Технология создания скрипа снега под полозьями саней описана следующим образом: «Звук этот в группе снежных скрипов надо считать самым трудным, так как успех его звучания зависит всецело от исполнения. В этом случае применяются те же коврики и каток, состоящий из основания, на которое надеты три свободно вращающихся колеса. Резонатором может служить небольшой стол. Звук достигается при помощи катания катка по коврику. Звук этот ввиду своей сложности требует тщательной срепетированности.
Скрип экипажа по снегу во время сильного мороза. Этот шумовой эффект достигается таким же способом, как и скрип полозьев саней, но к нему необходимо еще одно звуковое дополнение: подвешенные на деревянном станке сухие деревянные бруски. Материалом могут служить ель и сосна». Эти брусья надо было покачивать с частотой не более 30 раз в минуту так, чтобы, ударяясь, они порождали звук.
Помимо всего прочего, зимние спектакли в театрах примечательны тем, что артистов одевают в теплые костюмы, что может их радовать, когда на сцене холодно, но случается им изображать зиму, когда на улице +30, и тогда ушанки, варежки и зипуны оказываются не самыми удобными сценическими костюмами. Однако и в последнем случае нужно уметь мерзнуть летом. Куда хуже погибать от жары в крещенские морозы.
Сказочный балет
и собачий холод
Слово «холод» в балете и танце имеет много смыслов. Холодный прием публики. Или реплика балетомана «девочка с хорошими данными, но внутренне холодна». Вот и поэт Арсений Тарковский написал: «И пробует волю твою на зубок холодный расчет балерины». Танцевальный театр постоянно обыгрывает понятие «душевный холод». В балете Джона Ноймайера «Зимний путь» герой появляется в ушанке и свитере. Холод здесь метафоричен – это человеческая бездушность, так же как тепло – человеческое участие. Когда в Японии в балете «Драгоценности» Ульяна Лопаткина изображала Бриллиант, тамошние газеты написали: «Ее холодный блеск был виден в последнем ряду партера». Даже «холодная война», и та имеет отношение к танцу: чтобы ее растопить, в советские времена за границу посылали ансамбль Игоря Моисеева.
История классического балета знает много «зимних» спектаклей с морозом ≈ спектакль Мариуса Петипа «Дочь снегов», балет Стравинского «Поцелуй феи», постановка английского балетмейстера Фредерика Аштона «Конькобежцы»┘ Но чемпион по балетному холоду ≈ конечно, всем известный «Щелкунчик». Там и Новый год, и метель, и танцующие снежинки. Кстати, в двух российских «Щелкунчиках» снежинки не белые, а черные. Такую символику применил Михаил Шемякин, когда ставил спектакль в Мариинском театре.
Современный танец тоже любит «похолоднее». Несколько лет назад в Москве гастролировала шведская компания со спектаклем «Крайняя белизна». Сама идея балета родилась, когда его хореограф работал на Северном полюсе. В спектакле Евгения Панфилова «Капитуляция» четыре лебедя жалко дрожат от холода в свитерах поверх балетных пачек. А в балете «Снег» героиня бежит по сцене на лыжах в одном летнем платье и в сопровождении совершенно голого кавалера.
Холод в буквальном смысле (за стенами балетных театров) тоже влияет на танцы. Из-за плохой погоды отменяются спектакли, как было минувшей зимой в Челябинске: в жуткие морозы зрители предпочитали сидеть дома и не покупали билеты в театр. Но не всегда климат негативно вмешивается в искусство. Якутский театр, например, гордо пишет у себя на сайте, что в республике «классический балет утвердился на полюсе холода».
Есть два вида извращения, говаривала Фаина Раневская, ≈ хоккей на траве и балет на льду. В последнем виде искусства тоже случаются холодные трудности. В киевском балете на льду, когда там поставили «Кармен», исполнительницы главной роли то и дело брали бюллетень, потому что Хозе, убивая девушек, бросал их тела на лед. Так и до бронхита недалеко! Артисты балета очень чувствительны к температуре: перед классом они разогреваются, обтягивают ноги «шерстянками», чтобы тепло не ушло из мышц и не было травм. Особенно тяжко им приходилось в годы послереволюционной разрухи: вода в театральных умывальниках покрывалась льдом, исполнители разминались в валенках, а дрожащие в нетопленом театре зрители сидели в верхней одежде.
А вообще-то замерзнуть на балетной сцене можно даже в тепле. В «Ромео и Джульетте» действие происходит в Италии, но критики писали о «холоде вечности», который охватывает Джульетту, просыпаюшуюся в могильном склепе. Принцессу Аврору в «Спящей красавице» после укола веретеном сковывает смертельный холод. Снежная королева из сказки Андерсена (такой балет тоже есть) дня не проживет без мороза. А героиня балета «Снегурочка», существо сугубо зимнее, страдает от жары.
Майя Крылова
«Черевички», художник М. Григорьев,
эскиз 1940 года.
Эскизы Н.Рериха
к спектаклю «Снегурочка» парижского театра «Опера комик» (1908 год) осуществления
не получили.
Эскиз декорации
к спектаклю «Поднятая целина» (Н.Шифрин, ЦДСА, 1957 год).
Эскиз декорации
к «Пиковой даме», художник В.Дмитриев (Большой театр, 1944).
«Снегурочка»,
художник В.Васнецов, эскиз 1899 года.
«Иван Сусанин», художник П.Вильямс, эскиз 1945 года.