≈ Куда вы ходите с детьми?
≈ Вообще мы начинали с цирка. А первым спектаклем Степы стала «Федра» в Париже. Степе не было и трех лет (сейчас ему 12), это ставил наш друг англичанин. А у Маши (ей сейчас 8) первым спектаклем было полунинское «Сноу шоу». И всякий раз, когда Полунин приезжает с ним в Москву, мы приходим. После полунинского, я это очень хорошо помню, был спектакль «Дерева» ≈ «Once». Недавно смотрели в Практике «Сказку, которая не была написана».
Для меня главным в театральном воспитании было желание, чтобы они театр любили, чтобы ничто театр не скомпрометировало. Слава богу, у меня были няни, и дети никогда не сидели на лестнице, в гримерках в ожидании меня. Они не были перегружены театром. Моя партнерша по «Ощущению бороды» рассказывала, как в доронинском МХАТе одного ребенка спросили: «Сколько раз ты смотрела «Синюю птицу»? На что ребенок ответил: «СЕМЬ ЛЕТ». Для меня важно, чтобы мои дети так не сказали.
≈ Должно ли быть в театре «детям до 16»?
≈ Я считаю, что должен быть более жесткий ценз, запрещающий детям смотреть взрослые спектакли. Например, не хочу, чтобы из моего репертуара они видели «Федру. Золотой колос». И для меня огромный раздражитель, если я вдруг, находясь на сцене, вижу в зале ребенка. Это меня напрочь вышибает, я начинаю отвлекаться, слышать ушами этого ребенка, смотреть его глазами.
Хотя некоторые взрослые спектакли мои дети смотрят. На «Господа Головлевы» в МХТ мы ходили с Машей. Для меня это было рисковое дело, потому что спектакль долгий. Но она смотрела очень внимательно.
Если говорить о Степе и Маше, то дочка более театральный зритель. Если Степе что-то неинтересно, он просто отключает все каналы восприятия. А Маша всегда очень внимательно смотрит и задает точные вопросы. Один из сложнейших спектаклей, на который попали мои дети, ≈ «Улисс» по Джойсу. Они вышли и сказали: «Мама, мы не поняли ни-че-го».
Из того, что играю я, они раз 5 смотрели «Пленные духи», раз 15 ≈ «Ощущение бороды». Сами они играют в «Облом off». Тем не менее я не рекомендую им для просмотра весь спектакль. Маша еще играет в «Трансфере», кстати, тоже взрослый спектакль. Она выходит только на свою сцену – и спектакль не смотрит. И на самом деле, она не знает, кого играет (персонаж Маши ≈ любовница отца главного героя. ≈ «Станиславский»). Я считаю, что детям на таком уровне и не надо знать правды.
Был смешной случай. Мы были на фестивале в Польше. Опоздали на один спектакль. Пробирались, пробирались. Сели. И вдруг я вижу ≈ такие откровенные сцены, половой акт┘ И Степа стал на весь зал возмущаться: «Мама, это же порнография! Куда ты нас привела? Мы же дети!»
≈ А в детские театры вы ходите?
≈ Они ходят иногда со школой. Но я что-то ни разу не сводила их ни в ТЮЗ, ни в РАМТ. Наверное, зря. Мы ходили на «Маленькие трагедии» в Театр Образцова. С Машей были на мюзикле «Энни» Нины Чусовой. Она смотрела спектакль ≈ и примерялась к главной героине, как бы она ее сыграла. Сейчас Нина хочет делать «Алису» в МХТ и думает о Маше в качестве главной героини.
≈ Дети думают заниматься актерской профессией в будущем?
≈ Степа говорит, что для него это профессия детства. Он играет, снимается, деньги зарабатывает, может хвастнуть: «Ну, да, я уже сыграл сына Бондарчука, сына Пореченкова и Вики Толстогановой». Но он отдает себе отчет, что это профессия детства.
А вот Маша┘ Она и музыкально одарена, и хорошо фотографирует, и прикладница. И получает огромное удовольствие, снимаясь. Она очень сконцентрированная и сосредоточенная. Пока ее все время снимает Эшпай: «Дети Арбата», «Многоточие», сейчас будет «Событие» по Набокову. Я точно знаю, что не отдам их в сериалы, а в хорошее кино ≈ с удовольствием.