0
3843
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.10.2006 00:00:00

Веселая царица была Елисавет. Из дворца к народу


Русский театр прививался на нашей почве как иноземное растение. Время от времени начиная с Алексея Михайловича цари, императоры осуществляли эту прививку с иностранной помощью. Пастор Грегори и Немецкая слобода приняли самое активное участие в первом спектакле «Артаксерксово действо». Есть версия, что Алексей Михайлович приурочил спектакль к рождению своего сына Петра. И когда шло десятичасовое зрелище, которое ставил немецкий пастор, в клетях ≈ скрытно ≈ сидела царица Наталья Нарышкина, на спектакле восседал только царь, а все остальное боярство стояло.


Эскизы костюмов к балетным спектаклям середины XVIII в. Худ. Л.-Р. Боке

Петр Алексеевич Романов, прорубая окно в Европу, не забыл и о театре. Известна любовь Петра к маскерадам, но только ввозом этого импорта царь-реформатор не ограничился. Петр Первый попробовал вслед за отцом еще раз привить театр в Москве, но не как царскую забаву, а уже как поучительное развлечение для народа. Для чего были призваны опять же немцы. Однако из этой затеи ничего не вышло.


Федор Волков

Спустя пятьдесят лет его дочь Елизавета Петровна издает указ от 30 августа 1756 года об открытии русского общедоступного театра. Именно эта дата станет точкой отсчета в русской истории театра, поскольку растение удалось наконец не только посадить, но и вырастить. И здесь отдадим должное нашим царицам. И Анне Иоанновне, и Елизавете Петровне, и позднее Екатерине Великой удалось то, что почему-то не удавалось даже такому беспощадному реформатору, как Петр Первый. Флот и армия могут родиться по повелению, а вот театр нет.


Анна Леопольдовна

Нужно время, чтобы родились свои драматурги, актеры, чтобы появилась публика, которая бы чувствовала потребность в театре. Например, Петр Первый в те дни, когда в Москве шли спектакли, даже освобождал от пошлины входящих в город, но публика в театр не шла, а та, что наведывалась, лучше бы не приходила. Да и репертуар, и уровень исполнительского искусства оставляли желать лучшего.


Петр Первый ≈ отец Елизаветы

Как же веселой царице Елисавет удалось то, что не получилось у ее властного отца?

Бриллиантовая диадема и водка с редькой

В советской истории утвердился образ императрицы как легкомысленной кокетки, щедро и сверх меры тратящей деньги на наряды, ревнивой к чужой женской красоте, капризной и взбалмошной. И вправду после смерти Елизаветы в ее гардеробе было обнаружено 15 тысяч платьев, «частью один раз надеванных, частью совсем не ношенных, 2 сундука шелковых чулок, лент, башмаков и туфлей до нескольких тысяч». О чем бесстрастно сообщает в своих записках придворный немец Якоб Штелин.


Елизавета Петровна

Она не гнушалась собирать сплетни о своих подданных и монаршей властью вмешиваться в частную жизнь. Могла упрятать в монастырь неверного мужа, а несчастной жене передать в управление имение. Выписывая себе французских парикмахеров, украшая свою венценосную главу бриллиантовыми диадемами редчайшей красоты, она любила выпить водки, закусив редькой. По-отцовски была несдержанна в выражении своих чувств, но ≈ но! ≈ никогда проявлений царского норова не видели иностранные дипломаты. Доставалось всегда своим. Любила театр, развлечения, наряды, но была набожна и даже тайно венчалась с малороссийским парубком Алексеем Разумовским, не хотела жить с фаворитом без венца, хотя история хранит тому лишь косвенные доказательства.


Маскарад в честь коронации

Проявив жестокость к свергнутой династии, Елизавета в день переворота, тем не менее поклялась себе, что не подпишет за все царствие ни одного смертного приговора. И данный обет исполнила. Вместе с тем, не убивая и не казня, она могла убивать по-другому. Свергнутая Елизаветой императрица Анна Леопольдовна и ее муж Антон-Ульрих с детьми будут сосланы под Архангельск. Через два года в ссылке в возрасте 28 лет скончается сама экс-императрица, а ее четырехлетнего сына Ивана Антоновича, единственного законного наследника, еще при ее жизни оторвут от семьи и заточат в тюрьму. Двадцать с лишним лет свергнутый наследник престола проведет под жесточайшим арестом и будет «умертвлен» во время бунта в крепости Шлиссельбурга в 1764 году, уже в царствование Екатерины Великой.

Все так. Но именно при Елизавете Петровне будет открыт Московский университет, а еще ≈ первый профессиональный публичный театр и вдобавок Академия художеств в Санкт-Петербурге. При Елизавете утвердится талант первого русского драматурга Александра Сумарокова, назначенного и первым бригадиром (директором русского театра), при ней из Ярославля выпишут актера Федора Волкова с группой актеров, которые и составят ядро национального театра, что будет расположен на Васильевском острове.

Сама себе

режиссер

К сожалению, рукопись об истории создания русского театра, написанная сподвижником Федора Волкова, ярославцем Иваном Дмитревским, была уничтожена пожаром, после чего актер снова взялся за труд, но по роковому стечению обстоятельств снова в пожаре сгорел труд актера, а с ним исчезли и бесценные свидетельства очевидца.

Как приемный сын ярославского купца Федор Волков сумел приобщиться к театру? Как он был приглашен ко двору Елизаветы, где сначала скромно в Царском Селе группа актеров показала свое искусство державной власти, чтобы потом стать той группой, с которой начнется первый профессиональный театр?

По одной из версий, Федор Волков, путешествуя по купеческому делу в столицу, оказался при дворе, где впервые увидел театр, который потряс его до глубины души. Предположение, мягко говоря, маловероятное. Остается загадкой и то, как узнали при дворе о ярославских самородках. Есть версия, что чиновника из Петербурга, который приехал в Ярославль по делам винных откупов, пригласили на спектакль к братьям Волковым. Чиновник и рассказал о своем впечатлении в столице. Ярославцев вызвали в Петербург, но уверенности в их талантах, вероятно, не было. Императрица, так сказать, провела свой кастинг, и только после того как они показали трагедию Александра Сумарокова «Хорев», определила актеров в Шляхетский корпус ≈ высшее учебное заведение для дворян. Можно предположить, что Елизавете не хватало в ярославских комедиантах светского лоска, европейских манер.

В Шляхетском корпусе молодые дворяне не только постигали науки, правила поведения в высшем обществе, учились фехтовать и танцевать, но и ставили спектакли, а также участвовали в придворных постановках. Императрицы начиная с Анны Иоанновны могли позволить себе роскошь выписывать в Петербург итальянскую оперу, лучших немецких, итальянских и французских драматических актеров.

Елизавета сама обладала многими талантами: ездила верхом (за 48 часов преодолевала пространство от Петербурга в Москву); танцевала; как и ее отец, Петр Великий, прекрасно пела; сочиняла стихи и песни. С легкой руки молодой императрицы к нам завезли гитару и арфу. А в свою бытность цесаревной при дворе Анны Иоанновны Елизавета чуть не пострадала из-за своих театральных увлечений. Верный круг молодых людей, приближенных принцессой к себе, по вечерам разыгрывал спектакли, которые не были безобидны для царствующей Анны Иоанновны, ревниво следившей за поведением молодой и красивой сестры. В тех любительских постановках художественной царской самодеятельности в аллегориях, столь любимых поэтикой XYIII века, мелькали опасные аллюзии и намеки на саму Анну Иоанновну, которую беспечные молодые заговорщики ассоциировали со злой и сварливой свекровью прекрасной Дианы ≈ жены царя Географа. Понятно, кого символизировала Диана. Об этих капустниках узнали в Тайной канцелярии. Дело дошло до того, что Анна Иоанновна подозрительные для нее тексты отдала на ревизию Феофану Прокоповичу, который, к счастью для Елизаветы, прозорливо не захотел увидеть скрытой крамолы в драматических занятиях цесаревны.

Елизавета Петровна, взойдя на престол, конечно же, не изменила своим артистическим пристрастиям. Стало возможным удовлетворять свои притязания на корону отнюдь не в прежнем скромном масштабе маленького зала с не менее скромными «постановочными расходами» на простодушные спектакли для своего круга. У ее ног после переворота 1741 года лежала огромная империя, в которой она являла собой и режиссера, и первую актрису, и щедрого продюсера.

Театр и деньги

Любая власть нуждается в особом типе зрелища, замешенном на лести государю, прославляющем его деяния, но также и в удовольствии от времяпрепровождения. Петр Первый переоценивал первое и недооценивал последнее. Первому императору России театр был необходим как бастион для пропаганды его реформ. Елизавета Петровна сумела найти в театре золотую середину между агитацией за саму себя и удовольствием опять же для самой себя. И если Петру приходилось заманивать в театр публику кнутом и пряником, то Елизавете в ответ на просьбы дворян пришлось в дни коронации в Москве повторить маскарад по случаю торжества десять раз! И каждый раз в увеселениях участвовало по тысяче человек. Чтобы получить место, публика забиралась в театр за шесть часов до представления. Так московский народ стал театральной публикой.

Елизавета Петровна не скупилась в расходах на зрелища с эпилогами, где на сцене появлялся весьма внушительный обелиск с надписью во славу ее здравия и процветания. Приглашались из-за границы декораторы, кудесники, управляющие театральными машинами, которые помогали создавать спецэффекты, поражавшие воображение зрителей середины XVIII века: на их глазах занималась заря, на облаках появлялись богини, исполняющие арии. Сцена превращалась в райский сад, где в хороводе кружили олицетворения добродетелей.

В царствование Елизаветы Петровны расцвел талант Сумарокова. Его дебютом можно считать исполнение его трагедии «Хорев» кадетами Шляхетского корпуса на святках в 1749-м, после чего трагедия была сыграна во дворце, а в конце мая спектакль уже шел в «Оперном доме». Из-за ледохода весной, поскольку разводились мосты, связь между Васильевским островом, где располагался Шляхетский корпус, и Зимним дворцом прекращалась, поэтому Елизавета позволила переводить кадетов на это время в новые покои дворца, чтобы спектакли могли играться беспрепятственно.

Александр Сумароков находился под влиянием французского классицизма, поэтики Буало, но вместе с тем он развернул свою драматургию в русскую историю. Из девяти написанных им трагедий в семи использовались сюжеты из отечественной истории и преданий. Речь его трагических героев стала понятной и доступной публике. Достаточно сравнить, как слагались вирши в XVII веке Алексею Михайловичу в одном из текстов, предназначенных для школьного театра, с тем, как уже в XVIII веке писал Елизавете Сумароков, чтобы заметить глубинный сдвиг языка.

Не забуду о тебе, клиенте единый,

Алексее, которому равный

не есть иный:

На земле бо есть монарха

един православный

И для того всему свету

добре явный.

Ты наше время наслаждаешь,

Тобою россов век цветет,

Ты новы силы в нас рождаешь,

Тобой прекраснее стал свет.

Сумароков проявлял страстное усердие в деле создания национального театра. Однако поэт, как часто случается, оказался плохим дипломатом.

В указе от 30 августа 1756 года об учреждении Русского театра императрица повелевала назначить директором Сумарокова.

Читая переписку Сумарокова с сановными вельможами, еще раз можно убедиться в том, какое трудное и дорогостоящее предприятие театр. Сумароков постоянно жалуется на то, что денег не хватает, что от сборов «прибыли нет и 500 рублей», а на театральный костюм истрачено больше 2000. Драматург, проповедующий дворянскую честь и сословную этику, вынужден постоянно унизительно просить денег не на себя, а на дело, ему вверенное. «Сборы толь мне противны и не сродственны, что я сам себя стыжусь, я не антрепренер, дворянин и офицер, стихотворец сверх того», ≈ пишет он императрице.

Любопытная статистика: в 1757 году из царской казны на содержание французской труппы ассигновалось 20 000–25 000, итальянской ≈ 30 000, а русской ≈ 7000. К тому же местоположение театра на Васильевском острове оказалось крайне неудобным.

Федор Волков оказался мудрее. Когда Екатерина Вторая в благодарность за то, что он участвовал в перевороте, свергнувшем ее мужа Петра III, предложила титулы и богатства, то Волков отказался, но взамен попросил дозволения быть принимаемым Екатериной, если такая потребность возникнет.

А Сумароков атаковал страстными письмами Елизавету и раздражал сановников, умеющих ловко оборачивать энтузиазм горячо радеющих о деле против них самих.

13 июня 1761 года вышел указ об отставке Сумарокова, правда, с сохранением ему директорского жалованья. Позднее он переедет в Москву, поскольку и при Екатерине Второй окажется не у дел.

Попытка поучаствовать в жизни театра в Москве закончится скандалом, который подкосит поэта. Умрет он в нищете.

1 октября 1777 года гроб его несли только актеры, хоронившие его на свои деньги. Кроме них на похороны пришли всего два человека. Так окончит свою судьбу первый драматург русской сцены и первый бригадир отечественного театра, на пьесах которого взросло первое поколение русских артистов.

Однако столь драматичная судьба Александра Сумарокова не изменила хода вещей.

Указ Елизаветы Петровны утвердил в правах национальный театр, который к середине XVIII века имел свой национальный репертуар, своих талантливых и самобытных актеров, наконец, свою публику. Театр стал потребностью русского общества.

ИЗ ПОЛНОГО СОБРАНИЯ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

7 августа 1756 года ≈ О прекращении беспорядков чинимых от шатающихся в степи запорожских казаков.

21 августа ≈ Об оставлении размежевания Великороссийских с Малороссиею земель до генерального межевания.

22 августа ≈ О дозволении свободного пропуска по всем трактам, по случаю прекращения скотского и конского падежа [особенно оговорен СПб. тракт]

23 августа ≈ О допущении татар магометанского закона, жительствующих особыми деревными в Казанской, Воронежской, Нижегородской, Астраханской и СПб. губерниях к постройке мечетей; и о переселении новокрещенных татар в другие деревни.

30 августа ≈ Именной ≈ Об учреждении Российского театра.

3 сентября ≈ Именной ≈ О сборе драгунских лошадей с 610 душ по одной лошади.

3 сентября ≈ О непринимании запорожскими купцами от Крымских и Турецких купцов за товары татарских денег, называемых башлыки, и о произведении между ими торга меною на товары или на Рос. медные копейки и на золотые и серебряные иностранные монеты.

4 сентября ≈ О продажной цене вина в Великороссийских городах, в Сибирской губернии и Исетксой Провинции; об отдаче собираемых за продажу вина и водок положенных денег в Камер-Коллегию и ея Контору и о донесении Сенату о том помесячно [35 копеек от ведра]

12 сентября ≈ Именной ≈ О продаже из казны вина и соли по определенной цене. ["народу в поборах облегчение учинить", "готовность иметь к военным действиям", соль из казны ≈ везде, кроме Астрахани, Красного Яра по 50 копеек пуд, в Астр. И Кр. Яре ≈ по 25 копеек, в Архангельске ≈ только промышленникам ≈ по 35 копеек; вино ≈ везде, кроме Остзейских губерний и Малороссии и Слободских полков в кружки и в чарки по 2 р. 33, 5 копеек ведро; в ведра ≈ на гривну меньше]

29 сентября ≈ О наблюдении предосторожности от разбойнических партий [р. Сура, г. Алатырь]

Составила Екатерина Воробьева


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1055
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1101
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
488
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
710

Другие новости