Русский театр прививался на нашей почве как иноземное растение. Время от времени начиная с Алексея Михайловича цари, императоры осуществляли эту прививку с иностранной помощью. Пастор Грегори и Немецкая слобода приняли самое активное участие в первом спектакле «Артаксерксово действо». Есть версия, что Алексей Михайлович приурочил спектакль к рождению своего сына Петра. И когда шло десятичасовое зрелище, которое ставил немецкий пастор, в клетях ≈ скрытно ≈ сидела царица Наталья Нарышкина, на спектакле восседал только царь, а все остальное боярство стояло.
Эскизы костюмов к балетным спектаклям середины XVIII в. Худ. Л.-Р. Боке |
Петр Алексеевич Романов, прорубая окно в Европу, не забыл и о театре. Известна любовь Петра к маскерадам, но только ввозом этого импорта царь-реформатор не ограничился. Петр Первый попробовал вслед за отцом еще раз привить театр в Москве, но не как царскую забаву, а уже как поучительное развлечение для народа. Для чего были призваны опять же немцы. Однако из этой затеи ничего не вышло.
Федор Волков |
Спустя пятьдесят лет его дочь Елизавета Петровна издает указ от 30 августа 1756 года об открытии русского общедоступного театра. Именно эта дата станет точкой отсчета в русской истории театра, поскольку растение удалось наконец не только посадить, но и вырастить. И здесь отдадим должное нашим царицам. И Анне Иоанновне, и Елизавете Петровне, и позднее Екатерине Великой удалось то, что почему-то не удавалось даже такому беспощадному реформатору, как Петр Первый. Флот и армия могут родиться по повелению, а вот театр нет.
Анна Леопольдовна |
Нужно время, чтобы родились свои драматурги, актеры, чтобы появилась публика, которая бы чувствовала потребность в театре. Например, Петр Первый в те дни, когда в Москве шли спектакли, даже освобождал от пошлины входящих в город, но публика в театр не шла, а та, что наведывалась, лучше бы не приходила. Да и репертуар, и уровень исполнительского искусства оставляли желать лучшего.
Петр Первый ≈ отец Елизаветы |
Как же веселой царице Елисавет удалось то, что не получилось у ее властного отца?
Бриллиантовая диадема и водка с редькой
В советской истории утвердился образ императрицы как легкомысленной кокетки, щедро и сверх меры тратящей деньги на наряды, ревнивой к чужой женской красоте, капризной и взбалмошной. И вправду после смерти Елизаветы в ее гардеробе было обнаружено 15 тысяч платьев, «частью один раз надеванных, частью совсем не ношенных, 2 сундука шелковых чулок, лент, башмаков и туфлей до нескольких тысяч». О чем бесстрастно сообщает в своих записках придворный немец Якоб Штелин.
Елизавета Петровна |
Она не гнушалась собирать сплетни о своих подданных и монаршей властью вмешиваться в частную жизнь. Могла упрятать в монастырь неверного мужа, а несчастной жене передать в управление имение. Выписывая себе французских парикмахеров, украшая свою венценосную главу бриллиантовыми диадемами редчайшей красоты, она любила выпить водки, закусив редькой. По-отцовски была несдержанна в выражении своих чувств, но ≈ но! ≈ никогда проявлений царского норова не видели иностранные дипломаты. Доставалось всегда своим. Любила театр, развлечения, наряды, но была набожна и даже тайно венчалась с малороссийским парубком Алексеем Разумовским, не хотела жить с фаворитом без венца, хотя история хранит тому лишь косвенные доказательства.
Маскарад в честь коронации |
Проявив жестокость к свергнутой династии, Елизавета в день переворота, тем не менее поклялась себе, что не подпишет за все царствие ни одного смертного приговора. И данный обет исполнила. Вместе с тем, не убивая и не казня, она могла убивать по-другому. Свергнутая Елизаветой императрица Анна Леопольдовна и ее муж Антон-Ульрих с детьми будут сосланы под Архангельск. Через два года в ссылке в возрасте 28 лет скончается сама экс-императрица, а ее четырехлетнего сына Ивана Антоновича, единственного законного наследника, еще при ее жизни оторвут от семьи и заточат в тюрьму. Двадцать с лишним лет свергнутый наследник престола проведет под жесточайшим арестом и будет «умертвлен» во время бунта в крепости Шлиссельбурга в 1764 году, уже в царствование Екатерины Великой.
Все так. Но именно при Елизавете Петровне будет открыт Московский университет, а еще ≈ первый профессиональный публичный театр и вдобавок Академия художеств в Санкт-Петербурге. При Елизавете утвердится талант первого русского драматурга Александра Сумарокова, назначенного и первым бригадиром (директором русского театра), при ней из Ярославля выпишут актера Федора Волкова с группой актеров, которые и составят ядро национального театра, что будет расположен на Васильевском острове.
Сама себе
режиссер
К сожалению, рукопись об истории создания русского театра, написанная сподвижником Федора Волкова, ярославцем Иваном Дмитревским, была уничтожена пожаром, после чего актер снова взялся за труд, но по роковому стечению обстоятельств снова в пожаре сгорел труд актера, а с ним исчезли и бесценные свидетельства очевидца.
Как приемный сын ярославского купца Федор Волков сумел приобщиться к театру? Как он был приглашен ко двору Елизаветы, где сначала скромно в Царском Селе группа актеров показала свое искусство державной власти, чтобы потом стать той группой, с которой начнется первый профессиональный театр?
По одной из версий, Федор Волков, путешествуя по купеческому делу в столицу, оказался при дворе, где впервые увидел театр, который потряс его до глубины души. Предположение, мягко говоря, маловероятное. Остается загадкой и то, как узнали при дворе о ярославских самородках. Есть версия, что чиновника из Петербурга, который приехал в Ярославль по делам винных откупов, пригласили на спектакль к братьям Волковым. Чиновник и рассказал о своем впечатлении в столице. Ярославцев вызвали в Петербург, но уверенности в их талантах, вероятно, не было. Императрица, так сказать, провела свой кастинг, и только после того как они показали трагедию Александра Сумарокова «Хорев», определила актеров в Шляхетский корпус ≈ высшее учебное заведение для дворян. Можно предположить, что Елизавете не хватало в ярославских комедиантах светского лоска, европейских манер.
В Шляхетском корпусе молодые дворяне не только постигали науки, правила поведения в высшем обществе, учились фехтовать и танцевать, но и ставили спектакли, а также участвовали в придворных постановках. Императрицы начиная с Анны Иоанновны могли позволить себе роскошь выписывать в Петербург итальянскую оперу, лучших немецких, итальянских и французских драматических актеров.
Елизавета сама обладала многими талантами: ездила верхом (за 48 часов преодолевала пространство от Петербурга в Москву); танцевала; как и ее отец, Петр Великий, прекрасно пела; сочиняла стихи и песни. С легкой руки молодой императрицы к нам завезли гитару и арфу. А в свою бытность цесаревной при дворе Анны Иоанновны Елизавета чуть не пострадала из-за своих театральных увлечений. Верный круг молодых людей, приближенных принцессой к себе, по вечерам разыгрывал спектакли, которые не были безобидны для царствующей Анны Иоанновны, ревниво следившей за поведением молодой и красивой сестры. В тех любительских постановках художественной царской самодеятельности в аллегориях, столь любимых поэтикой XYIII века, мелькали опасные аллюзии и намеки на саму Анну Иоанновну, которую беспечные молодые заговорщики ассоциировали со злой и сварливой свекровью прекрасной Дианы ≈ жены царя Географа. Понятно, кого символизировала Диана. Об этих капустниках узнали в Тайной канцелярии. Дело дошло до того, что Анна Иоанновна подозрительные для нее тексты отдала на ревизию Феофану Прокоповичу, который, к счастью для Елизаветы, прозорливо не захотел увидеть скрытой крамолы в драматических занятиях цесаревны.
Елизавета Петровна, взойдя на престол, конечно же, не изменила своим артистическим пристрастиям. Стало возможным удовлетворять свои притязания на корону отнюдь не в прежнем скромном масштабе маленького зала с не менее скромными «постановочными расходами» на простодушные спектакли для своего круга. У ее ног после переворота 1741 года лежала огромная империя, в которой она являла собой и режиссера, и первую актрису, и щедрого продюсера.
Театр и деньги
Любая власть нуждается в особом типе зрелища, замешенном на лести государю, прославляющем его деяния, но также и в удовольствии от времяпрепровождения. Петр Первый переоценивал первое и недооценивал последнее. Первому императору России театр был необходим как бастион для пропаганды его реформ. Елизавета Петровна сумела найти в театре золотую середину между агитацией за саму себя и удовольствием опять же для самой себя. И если Петру приходилось заманивать в театр публику кнутом и пряником, то Елизавете в ответ на просьбы дворян пришлось в дни коронации в Москве повторить маскарад по случаю торжества десять раз! И каждый раз в увеселениях участвовало по тысяче человек. Чтобы получить место, публика забиралась в театр за шесть часов до представления. Так московский народ стал театральной публикой.
Елизавета Петровна не скупилась в расходах на зрелища с эпилогами, где на сцене появлялся весьма внушительный обелиск с надписью во славу ее здравия и процветания. Приглашались из-за границы декораторы, кудесники, управляющие театральными машинами, которые помогали создавать спецэффекты, поражавшие воображение зрителей середины XVIII века: на их глазах занималась заря, на облаках появлялись богини, исполняющие арии. Сцена превращалась в райский сад, где в хороводе кружили олицетворения добродетелей.
В царствование Елизаветы Петровны расцвел талант Сумарокова. Его дебютом можно считать исполнение его трагедии «Хорев» кадетами Шляхетского корпуса на святках в 1749-м, после чего трагедия была сыграна во дворце, а в конце мая спектакль уже шел в «Оперном доме». Из-за ледохода весной, поскольку разводились мосты, связь между Васильевским островом, где располагался Шляхетский корпус, и Зимним дворцом прекращалась, поэтому Елизавета позволила переводить кадетов на это время в новые покои дворца, чтобы спектакли могли играться беспрепятственно.
Александр Сумароков находился под влиянием французского классицизма, поэтики Буало, но вместе с тем он развернул свою драматургию в русскую историю. Из девяти написанных им трагедий в семи использовались сюжеты из отечественной истории и преданий. Речь его трагических героев стала понятной и доступной публике. Достаточно сравнить, как слагались вирши в XVII веке Алексею Михайловичу в одном из текстов, предназначенных для школьного театра, с тем, как уже в XVIII веке писал Елизавете Сумароков, чтобы заметить глубинный сдвиг языка.
Не забуду о тебе, клиенте единый,
Алексее, которому равный
не есть иный:
На земле бо есть монарха
един православный
И для того всему свету
добре явный.
Ты наше время наслаждаешь,
Тобою россов век цветет,
Ты новы силы в нас рождаешь,
Тобой прекраснее стал свет.
Сумароков проявлял страстное усердие в деле создания национального театра. Однако поэт, как часто случается, оказался плохим дипломатом.
В указе от 30 августа 1756 года об учреждении Русского театра императрица повелевала назначить директором Сумарокова.
Читая переписку Сумарокова с сановными вельможами, еще раз можно убедиться в том, какое трудное и дорогостоящее предприятие театр. Сумароков постоянно жалуется на то, что денег не хватает, что от сборов «прибыли нет и 500 рублей», а на театральный костюм истрачено больше 2000. Драматург, проповедующий дворянскую честь и сословную этику, вынужден постоянно унизительно просить денег не на себя, а на дело, ему вверенное. «Сборы толь мне противны и не сродственны, что я сам себя стыжусь, я не антрепренер, дворянин и офицер, стихотворец сверх того», ≈ пишет он императрице.
Любопытная статистика: в 1757 году из царской казны на содержание французской труппы ассигновалось 20 000–25 000, итальянской ≈ 30 000, а русской ≈ 7000. К тому же местоположение театра на Васильевском острове оказалось крайне неудобным.
Федор Волков оказался мудрее. Когда Екатерина Вторая в благодарность за то, что он участвовал в перевороте, свергнувшем ее мужа Петра III, предложила титулы и богатства, то Волков отказался, но взамен попросил дозволения быть принимаемым Екатериной, если такая потребность возникнет.
А Сумароков атаковал страстными письмами Елизавету и раздражал сановников, умеющих ловко оборачивать энтузиазм горячо радеющих о деле против них самих.
13 июня 1761 года вышел указ об отставке Сумарокова, правда, с сохранением ему директорского жалованья. Позднее он переедет в Москву, поскольку и при Екатерине Второй окажется не у дел.
Попытка поучаствовать в жизни театра в Москве закончится скандалом, который подкосит поэта. Умрет он в нищете.
1 октября 1777 года гроб его несли только актеры, хоронившие его на свои деньги. Кроме них на похороны пришли всего два человека. Так окончит свою судьбу первый драматург русской сцены и первый бригадир отечественного театра, на пьесах которого взросло первое поколение русских артистов.
Однако столь драматичная судьба Александра Сумарокова не изменила хода вещей.
Указ Елизаветы Петровны утвердил в правах национальный театр, который к середине XVIII века имел свой национальный репертуар, своих талантливых и самобытных актеров, наконец, свою публику. Театр стал потребностью русского общества.
ИЗ ПОЛНОГО СОБРАНИЯ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
7 августа 1756 года ≈ О прекращении беспорядков чинимых от шатающихся в степи запорожских казаков.
21 августа ≈ Об оставлении размежевания Великороссийских с Малороссиею земель до генерального межевания.
22 августа ≈ О дозволении свободного пропуска по всем трактам, по случаю прекращения скотского и конского падежа [особенно оговорен СПб. тракт]
23 августа ≈ О допущении татар магометанского закона, жительствующих особыми деревными в Казанской, Воронежской, Нижегородской, Астраханской и СПб. губерниях к постройке мечетей; и о переселении новокрещенных татар в другие деревни.
30 августа ≈ Именной ≈ Об учреждении Российского театра.
3 сентября ≈ Именной ≈ О сборе драгунских лошадей с 610 душ по одной лошади.
3 сентября ≈ О непринимании запорожскими купцами от Крымских и Турецких купцов за товары татарских денег, называемых башлыки, и о произведении между ими торга меною на товары или на Рос. медные копейки и на золотые и серебряные иностранные монеты.
4 сентября ≈ О продажной цене вина в Великороссийских городах, в Сибирской губернии и Исетксой Провинции; об отдаче собираемых за продажу вина и водок положенных денег в Камер-Коллегию и ея Контору и о донесении Сенату о том помесячно [35 копеек от ведра]
12 сентября ≈ Именной ≈ О продаже из казны вина и соли по определенной цене. ["народу в поборах облегчение учинить", "готовность иметь к военным действиям", соль из казны ≈ везде, кроме Астрахани, Красного Яра по 50 копеек пуд, в Астр. И Кр. Яре ≈ по 25 копеек, в Архангельске ≈ только промышленникам ≈ по 35 копеек; вино ≈ везде, кроме Остзейских губерний и Малороссии и Слободских полков в кружки и в чарки по 2 р. 33, 5 копеек ведро; в ведра ≈ на гривну меньше]
29 сентября ≈ О наблюдении предосторожности от разбойнических партий [р. Сура, г. Алатырь]
Составила Екатерина Воробьева