У ХХ века, помимо оружия массового поражения, было два несомненных достижения - автомобиль и компьютер. Два электрода, два хита и кита, на которых все мы так или иначе "едем". Что главное в автомобиле? Конечно, скорость. Скорость как форма движения. Какая главная деталь в компьютере? Процессорю. Именно он обрабатывает данные, считает ноли и единички, из которых складывается потом все. То есть для обоих изобретений важнее всего процесс - передвижения или обработки информации.
Усталость глаза, быстрая смена мод, все нарастающий ритм восприятия - все это следствие одного процесса цивилизационных изменений. Процесса, требующего нового представления об архитектуре - уже не как о статичной, законченной, состоявшейся форме. А об архитектуре измененной, мутирующей в присутствии медиа. Сама система жанров подлежит трансформации в сторону большей информоемкости и мобильности.
Пионер новой архитектуры - медиатека, построенная в Сендае (Япония) архитектором Тойо Ито. "Занавес опустился над теми временами, когда музеи, библиотеки и театры гордо несли роль единственных культурных ориентиров, воплощенных в индивидуальных архитектурных архетипах", - говорит архитектор о своем здании. Уже более 15 лет Ито исследует проблемы взаимодействия массмедиа и архитектуры. "Картины на стенах и книги, напечатанные на бумаге - более не занимают привилегированной позиции. Наступление электронных медиа превратило их в объекты, чья ценность относительна. Возможность смотреть на картины на экране и читать книги с помощью электронных медиа разрушит устоявшийся образ музея и библиотеки. Все они сольются в единую типологию и не останется границ между музеем и арт-галереей, между библиотекой и театром. Они реструктурируются в новую форму - медиатеку, напоминающую медиа-супермаркет, где собраны вместе все медиа и все разложено по полочкам".
Облик этого "магазина бытовых медиа" воплощает отнюдь не символическая композиция или скульптурный объем, заброшенный на пустынную площадь вдали от центра. Это здание расположено рядом с вокзалом и открыто семь дней в неделю вплоть до полуночи. Оно практически прозрачно - днем и ночью можно видеть все, что здесь происходит. Гигантские витые и гнутые колонны, выполняющие конструктивную роль - метафорические джунгли, лес для современных тарзанов, путешествующих в поисках информации.
"В шестидесятые кто-то заметил, - продолжает Ито, - что одежда и жилье - развитая форма человеческой кожи. С допотопных времен архитектура служит для того, чтобы адаптировать нашу жизнь к ее естественному окружению. Она функционирует как наша вторая кожа, через нее происходит связь с природой и информацией. Сейчас архитектура должна играть роль медиакостюма.
Одеваясь в механический костюм, иначе называемый машиной, люди, как утверждают исследователи, физически чувствуют удлинение своего тела. Состояние людей, надевающих медиакостюмы, можно будет описать как "чувство внезапного расширения возможностей мозга". Не пытаясь пробить жесткий кожух внешнего мира, человек проникает туда, облачившись в легкий медиакостюм - первым модником эпохи информационного торнадо".
Конечно, если рассматривать здание Ито как материальную, а не метафорическую конструкцию, возникает очень много вопросов. Костюмчик сшит пока что из бетонных панелей и структурирован металлическими колоннами. У него тысяча рукавов и столько же штанин - здание общественное, для индивидуальных медиамедитаций не слишком годящееся. Информация - пока только в голове у архитектора, вкладывающего в здание метафору "медиакостюма". Она же в головах же у пользователей - потребляющих здесь книжки, диски и кассеты. То есть при единстве времени и места возникает впечатление, что люди пришли в театр, чтобы почитать собственные пьесы. Процесс медиавосприятия не режиссируется архитектурой, а существует отдельно; здание - только колыбель для информации, украшенное метафорической виньеткой.
Единственное, с чем архитектор действительно помог пользователям, - так это с пространством. Оно не похоже ни на одну из других библиотек, интернет-кафе или видеосалонов мира. Это открытое пространство свободы выбора: от медиа, жанра, носителя - до способа примоститься (стулья, скажем, разные - от пуфиков Кадзуйо Сейджимы до "бесконечных диванов" Карима Рашида) или переместиться. Можно сказать, что архитектура уже находится на начальном уровне медиизации. А значит, последуют и другие шаги. Более самостоятельные и интересные.