- ГОСПОДИН Коолхаас, вы известны как автор выражения "Fuck the context!". Каково было иметь Лас-Вегас в виде контекста для проектирования?
- Это было ошеломляюще. Американский коммерческий вернакуляр, квинтэссенцией которого является Лас-Вегас, - безумно сильная по своей образности и витальной силе вещь. Ее жизненность и успешность показывает, насколько узки рамки того, что принято считать архитектурой в традиционном понимании. Бороться с ней нельзя - съест. Даже дистанцироваться от нее можно, только приняв ее правила игры. Поверив, что ли, в нее.
- Но ваши лас-вегасские вещи сильны как никогда. И кроме того, они разительно отличаются от своего окружения.
- Это потому, что я не делал здесь архитектуры. Я проектировал подчиненные своей функции музейные пространства. Нет, лучше сказать - выставочные машины.
- В таком случае объясните принцип их действия.
- Галерея "Эрмитаж - Гуггенхайм" - "Коробка драгоценностей" - представляет собой коробку из стали кортен, которая сделана для того, чтобы защитить высокое искусство от внешнего "низкого" окружения. Здесь же казино в двух шагах! Другая цель - создать пространство, которое было бы настолько не похоже на все то, что рядом, чтобы человек, переступая порог, оказывался в другом времени и месте.
"Большая коробка" антагонистична малой. Она вся открывается: боковая стена целиком отъезжает, перекрытия могут изменять высоту, сквозь окно в потолке можно спускать гигантские объекты искусства - с помощью вертолета. Теоретически здесь можно смонтировать все, вплоть до четырехэтажных экспозиций. Ну и кран, конечно, тридцатипятитонный под потолком. Он везде ездит и все может поднять. В отличие от "Коробки драгоценностей", рассчитанной на ограниченное количество шедевров, этот зал может принять в себя любые объекты.
- Не кажется ли вам, что размещение в "Большой коробке" в качестве первой выставки "Искусства мотоцикла" с фирменными загогулинами Фрэнка Гери - не слишком удачный ход? Зал так хорош, что в нем и на Дональда Джадда не скучно было бы смотреть.
- Есть немного. Но, во-первых, Фрэнк - amigo, а во-вторых... Все ведь хорошо?
- Ну да, даже очень. Просто ваши архитектуры несколько противоре┘
- (Не дослушивая.) В таком случае это доказывает универсальность созданной мною машины. Здесь действительно можно выставлять все.
- Ваша архитектура обыкновенно груба. Чем вы это объясните?
- Мощная, почти скульптурная деталь - средство сохранения архитектурной идентичности в эпоху глобализации.
- В своей речи вы говорили, что "Лас-Вегас - единственный в своем роде город взаимодействия частного и общего, где стал возможен брак между высокой и низкой культурами". Не кажется ли вам, что на этом американском празднике жизни европейская культура выглядит бесприданницей, а брак, строго говоря, неравный?
- Во-первых, пятьдесят полотен постимпрессионистов - это не то чтобы не приданое. А во-вторых, я ведь дал ей великолепный сейф - ту самую "Коробку драгоценностей". Сейф, где она будет save (спасена).
- К вопросу о глобальной сети. На открытии ваших музеев презентовался еще и сайт www.guggenheim.com Хани Рашида. Влияет ли на вас виртуальная реальность?
- Нет. То есть в той же степени, как и на остальной мир. Значит, да. Естественно, волей-неволей сталкиваешься с компьютерными образами - как при проектировании, так и в повседневной жизни. Но я не работаю на компьютере, не вижу там формы и не интересуюсь видеоиграми. Наш мир кажется мне настолько интересным сценарием, что грех искать ему подмену. Глобализация - это бесконечно интересный процесс организации материи в любых ее проявлениях: от информации до физических структур, коими являются здания.
- Вас часто определяют как неомодерниста. Пусть это и условный термин, но в чем отличие модернизма современного от интернационального стиля?
- Современный глокальный (термин, соединяющий противоположные аспекты архитектурной практики - глобальный и локальный) модернизм работает более широко. Мы не хотим, чтобы всем или везде было ОДИНАКОВО хорошо. Мы пытаемся создавать пространства, где человек любой культуры, религии или направления мысли чувствует себя ХОРОШО.
- И какими же методами это достигается? Ведь попытка напичкать здание различной культурной начинкой чаще всего превращает его в постмодернистский компот или эклектический пирог.
- Мы не делаем ничего сладкого. Скорее жесткие, но подвижные телескопические рамы. Современная архитектура предоставляет своему пользователю и обитателю большую вариативность пространств, а значит - свободу выбора. Но все это лишь ячейки для размещения личного культурного багажа.
- То есть наш мир - вокзал?
- Нет. Скорее аэропорт.
- Последний вопрос. Чего, на взгляд Рэма Коолхааса, не хватает современной архитектуре?
- Интуиции.
Лас-Вегас-Москва