Алексей Наговицын. Этруски. Мифология и религия. - М.: Рефл-бук, 2000, 469 с.
ПОМНИТСЯ, у нашего школьного историка была интересная теория развития мировой цивилизации. Не знаю, выдумал ли он ее сам или вычитал из какого-нибудь никому не известного научного трактата. "Да-с, - говаривал Дмитрий Петрович, в задумчивости поглаживая подбородок, - так вот, когда-то, еще до Троянской войны, на Пелопоннесе жила одна основная нация - пеласги. Они трудились в поте лица на своих полях, пасли скот, возводили городские стены, осваивали ремесла. Конечно, у них случались войны, но это были войны не совсем серьезные, вялые и недолгие. Все у них было тихо и спокойно. И вдруг┘ - тут Дмитрий Петрович делал патетическую паузу. - На Пелопоннесе появились новые люди, ни в малой степени не похожие на пеласгов. Это были кочевники, которые сами ничего не производили. Они привыкли получать все в бою с такими, как пеласги. Эти люди были прекрасны телом, высоки и стройны, их глаза были голубыми, а волосы сияли, как солнце. Их песни были красивы и протяжны, и многие среди них были поэтами. Их называли ахалявы". Из дальнейшего рассказа выяснялось, что именно ахалявы разрушили Трою, построили Рим, а в конечном счете перебрались на северо-восток. Сейчас наиболее близки к ахалявам по крови русские.
В этой удивительной теории многое смущало: в первую очередь, конечно, само слово "ахалявы", приобретенное этим народом, видимо, из-за привычки получать все на халяву.
Так вот, к чему я все это рассказываю: эта странная и абсурдная теория, плод воображения школьного учителя, странным и удивительным образом напоминает многие модные нынче теории исторического развития.
Книга Наговицына начинается с утверждения, что автор собирается вступить в полемику с одной из таких теорий, которая утверждает, что "этруски - это русские". На самом деле по прочтении выясняется, что это как раз и не входило в планы автора. Не утверждая, конечно, что этруски и русские это одно и то же, Наговицын пытается выявить то общее в религии, культуре, даже государственном устройстве, что их объединяет. Алексей Евгеньевич создает всеобъемлющую картину общества этрусков. Он описывает этрусский пантеон, городское устройство, магию чисел и многое другое. Более того, будучи кандидатом психологических наук, он предпринимает попытку описать все это изнутри, с точки зрения этруска. Должна признаться, читается все это достаточно интересно. Проблема заключается в том, что при чтении не покидает вопрос: неужели об этрусках действительно известно так много. Не являясь специалистом в истории Древнего мира, я могу только высказать некоторое удивление. Понятно, что сохранились какие-то произведения искусства, захоронения, упоминания древних историков, но, как мне кажется, всего этого недостаточно, чтобы рассказывать об этом народе так подробно и так уверенно. Подробнейшее описание этрусского пантеона занимает в книге более двухсот страниц. При всей эрудиции автора такой подробной информации ему просто было неоткуда взять.
Далее пресловутая связь этрусской и славянской культур. Разумеется, автор объединяет этрусков не только с русскими, но и с греками, римлянами, финикийцами и др. Просто славяне в этом отношении представляют для Наговицына наибольший интерес. Сравнивает он в первую очередь мифы и ритуалы этрусков и древних славян. Не говоря уже о том, что и этрусская и славянская мифология не слишком хорошо изучены за недостатком материала, следует отметить, что сходство ритуалов или мифов вовсе не обозначает родственность культур. Тут мы вступаем в область, которой занимается антропология. И здесь можно найти немало примеров того, что никогда не соприкасавшиеся культуры обладают похожей мифологией или ритуалами. Например, значимость порога признается не только этрусками и русскими, но и рядом племен северной Америки. Ритуальная проституция, наличие которой, согласно Наговицыну, является одним из доказательств родственности этрусков и лидийцев, до сих пор существует в некоторых княжествах Индии (или индусы и этруски тоже родственные народы?). Священная гора - один из самых распространенных мотивов мифологии. Он есть у народов, пути которых вряд ли когда-либо пересекались. Что же касается переселения духа предка в маску (куклу, идола и др.), то это едва ли не самое распространенное верование в архаическом обществе. Тут есть два выхода: либо утверждать, что именно от этрусков есть пошла вся человеческая цивилизация, включая австралийских аборигенов, либо найти какой-то другой подход к этому вопросу. Ну, почитать эволюционистов, структуралистов, Леви-Строса, Фрэзера, в конце концов.
Впрочем, нужно ли это? Ведь тогда все волшебство этой книги пропадет. Останется пусть более близкая к истине, но и гораздо более сухая и скупая теория. Пусть лучше автор оставит все как есть и предоставит читателю наслаждаться его эрудицией, умом и великолепной фантазией. Ведь всего этого у книги не отнять. А истина┘ Все равно история - наука не точная. Вот про ахалявов тоже было очень интересно слушать.