Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н.э.). - СПб.: Гуманитарная Академия, 2001, 432 с.
МНОГИЕ, наверное, помнят рассказ Геродота о предсказании, которое лидийский царь Крез получил от Дельфийского оракула: если царь пойдет войной на персов, то сокрушит великое царство. Крез, будучи уверенным, что речь идет о его победе над персами, напал на них и получил сокрушительное поражение: оракул, говоря о "великом царстве", как оказалось, имел в виду Лидию.
Несмотря на двусмысленность дельфийских предсказаний, древние греки не принимали ни одного важного решения, не обратившись предварительно к оракулу. Без совета пифийского бога греки не начинали ни одной из своих многочисленных войн, не выводили ни одну из колоний. Сами же Дельфы играли заметную роль в политической жизни античности, в сфере межгосударственных отношений и международного права и в экспансии полисной модели.
Период, рассмотренный в книге, - от возникновения святилища Аполлона в Дельфах на рубеже X-IX вв. до н.э. до конца классической эпохи (конец V в. до н.э.). Предваряя собственно политическую историю Дельф, автор прослеживает развитие культа Аполлона, владыки дельфийского святилища и одной из наиболее сложных фигур олимпийского пантеона: с одной стороны, это бог света и разума, покровитель искусств и врачевания, с другой - демон смерти и грозный дух мщения. В книге рассматриваются разноречивые гипотезы происхождения Аполлона - от малоазийского до фракийского и дорийского - и анализируются различные функции этого божества.
Для сюжетов, связанных с Дельфийским оракулом, наиболее важно, что Аполлон связан с устройством и гармонизацией общественных дел, являясь одновременно покровителем мантики, наделяющим своих избранников пророческим даром: "Посредством оракулов он приобщает людей в своих святилищах - настоящих источниках Аполлоновой мудрости - к знанию ведомых ему основ гармонично устроенного мира".
Как же происходили прорицания в Дельфийском святилище и откуда появлялся таинственный пророческий дух, обуревавший жрицу Аполлона, пифию, в порыве вдохновения дававшую предсказания?
К сожалению, у нас нет источников, описывающих процедуру предсказания в Дельфах в классическую и тем более архаическую эпоху. Более поздние источники - Диодор, Страбон, Плутарх, Плиний Старший, Павсаний и др. - пишут о Дельфийском оракуле довольно много, но сведения эти разноречивы и порой взаимоисключающи. Кулишова дает краткую сводку представлений о самой процедуре прорицания: от классического, опирающегося на позднюю античную традицию, в соответствии с которой пифия вдыхала дурманящие испарения из расщелины земли и впадала в безумный экстаз, до современных, связывающих вдохновение пророчицы либо с воздействием особых наркотических растений и веществ, либо с геомагнитной активностью, либо с самовнушением. Автор поддерживает точку зрения В.Фаута, сомневающегося в том, что к "странному феномену Аполлонова энтузиазма" можно подходить с точки зрения современной психологии. Как считает этот ученый, современные исследователи просто должны принять к сведению мнение античности о характере дельфийской инспирации - то есть об одержимости пифии Аполлоном.
Рассмотрев начальные этапы истории Дельфийского святилища и затронув многие вопросы оракульной практики, Кулишова подробно анализирует роль Дельф в складывании полисного устройства в Элладе, позицию оракула в греко-персидском конфликте и политическое участие оракула в Пелопоннесской войне. То, что Дельфы активно включились в конфликт Афин и Спарты на стороне последней, повлияло, по мнению автора, на последующее падение авторитета святилища.
Книга снабжена иллюстративным материалом и замечательным приложением - подборкой текстов оракулов (на древнегреческом и в русских переводах) и соответствующих им исторических свидетельств.