0
6072
Газета Антиквариат Интернет-версия

02.12.2016 00:05:00

Авангард и Айвазовский всегда в цене

Тэги: аукцион, торги, искусство, живопись


аукцион, торги, искусство, живопись Топ-лотом в секции живописи Christie’s стало полотно Константина Коровина «Лесной ручей», проданное за 317 тыс. фунтов. Фото предоставлено пресс-службой Christie’s

«Русская неделя» в Лондоне – итоговые осенние аукционы – показала, что миллионные продажи случаются, но для новых реалий арт-рынка русского искусства это скорее исключение. Более активно с российской публикой работают Sotheby's и Christie's, стараясь привозить избранные лоты на предаукционные выставки в Москву, а вот Bonham's и MacDougall's с этой практикой давно завязали и ограничиваются рассылкой каталогов избранным клиентам.

Аукционный дом Christie's выступил первым и 28 ноября провел торги «Русское искусство». По итогам двух сессий было продано 79% лотов, а итоговая сумма, вырученная в ходе аукциона, составила более 4,5 млн фунтов. (На июньском аукционе прибыль была равна 4,431 млн фунтов.) Christie's сообщают, что 57% покупателей на аукционе были частными коллекционерами, в то время как покупатели из России и СНГ составили 49%. 

Топ-лотом в секции живописи стало весенне-радостное полотно Константина Коровина «Лесной ручей», проданное за 317 тыс. фунтов, а пейзаж Ивана Айвазовского «Графская пристань, Севастополь» ушел с молотка за 209 тыс. фунтов, в два раза превысив предварительную оценку в 80–120 тыс. фунтов. На торги выставляли три произведения Василия Верещагина, два из которых были созданы под впечатлением от посещения художником Святой земли. Картины участвовали в выставочном турне 1888 года, организованном Американской художественной ассоциацией, благодаря чему провенанс прекрасно задокументирован. Но если «Раввин» (эстимейт 40–60 тыс. фунтов) покупателя не нашел, то «Вход в Царскую гробницу» приобрели за 112,5 тыс. фунтов.

Балетоманы купили картины Зинаиды Серебряковой «Портрет Сержа Лифаря» и два портрета Вацлава Нижинского работы Михаила Шемякина – за 62, 5 и 27,5 тыс. фунтов соответственно. Странно, что не нашла нового владельца прекрасная, наполненная светом акварель Александра Бенуа «Колокольня Ивана Великого» (оценка – 40–60 тыс. фунтов), так же как и коллекция из 212 писем и открыток Альберта Бенуа периода 1923–1936 годов (50–70 тыс. фунтов) и вынесенная на обложку каталога работа Бориса Григорьева «Портрет Марии Таппер» (80–120 тыс. фунтов).

Вторая сессия Christies, посвященная русскому декоративно-прикладному искусству, прошла очень динамично – покупатели активно сражались за лоты, в итоге было распродано 83% лотов. Традиционно пользовались спросом изделия фирмы Фаберже, а также раннее русское серебро, редкий советский фарфор, хорошо покупали скандинавскую коллекцию фарфора.

Здесь самым дорогим лотом стала редкая звезда ордена Святой Екатерины первой степени (продана за 173 тыс. фунтов,  оценка 70–90 тыс. фунтов). Созданная мастерами санкт-петербургской фирмы «Болин» около 1908 года и украшенная бриллиантами, она была пожалована королеве-консорту Испании – Виктории Баттенбергской. Другие фавориты торгов – императорская подарочная табакерка с монограммой императора Александра III из золота c бриллиантами, работы мастера Фридриха Кехли (87,5 тыс. фунтов) и украшенная драгоценными камнями и золотом икона XVII века с изображением московских святителей Алексея, Петра и Ионы, врученная цесаревичу Алексею Николаевичу в 1912 году по случаю его первого официального визита в Москву (87,5 тыс. фунтов). Предметы, принадлежавшие юному цесаревичу, убитому в 1918 году и канонизированному Русской православной церковью, крайне редко появляются на рынке. 

29 ноября в борьбу за лучшие показатели продаж русского искусства включился Sotheby's. Аукцион под названием «Русские картины» (Russian Pictures including the Bar-Gera Collection of Soviet Non-Conformist Art) принес устроителям почти в три раза больше, чем торги основных конкурентов – 12,589 млн фунтов. 

В этот раз Sotheby's сделали ставку на почти беспроигрышную вещь – русский авангард. Небольшие образцы текстильного дизайна, разработанные Любовью Поповой (10 тыс. фунтов), Варварой Степановой (40, 27 и 9 тыс. фунтов), Николаем Суетиным (50 тыс. фунтов), супрематические композиции Ильи Чашника (60 и 26 тыс. фунтов), Ирины Софроновой (8,7 тыс. фунтов), Надежды Удальцовой (16 тыс. фунтов), Александры Экстер (150 тыс. фунтов), разбирались покупателями достаточно бодро, к тому же цены располагали. Карандашный рисунок Казимира Малевича «Квадрат и конус» (1915) приобрели за 35 тыс. фунтов.

Миллионы в копилке Sotheby's появились достаточно быстро. Уже третий лот – работа Ильи Чашника «Седьмое измерение, супрематический рельеф» при оценке 100–150 тыс. фунтов заинтересовала коллекционеров настолько, что итоговая цена на нее выросла до 2,408 млн. фунтов! Выполненный в начале 1920-х годов супрематический рельеф происходит из той же частной коллекции, что и другой миллионник Sotheby's – «Конструкция № 95» Родченко. До своей безвременной кончины в 1929 году в возрасте 27 лет Чашник был одним из самых ярких представителей супрематизма и любимым студентом основателя движения, Казимира Малевича. Короткая жизнь Чашника и почти полное уничтожение архивов художественного объединения УНОВИС во время Второй мировой войны стали причиной того, что работ художника сохранилось крайне мало.

Продажа картины «Конструкция № 95» (1919) Александра Родченко за рекордные 3, 6 млн фунтов была ожидаема, все-таки эстимейт был 2,5–3,5 млн фунтов. Полотно на торгах оказалось в первый раз: более 20 лет оно находилось в одной коллекции, хотя выставок не избегало. В 2009 году его показывали в Тейт Модерн на выставке Rodchenko&Popova: Defining Constructivism («Родченко и Попова определяя конструктивизм»). 

Так же хорошо, как и у Christie's, Иван Айвазовский проявил себя на аукционе Sotheby's. Крымский пейзаж «Побережье Ялты» (1851) самого знаменитого русского мариниста уложился в эстимейт 300–500 тыс. и ушел за 488,750 тыс. фунтов. Пейзаж относится к ряду работ 1850-х годов, которые нечасто появляются на торгах. Несмотря на большой размер, полотно сохранилось в прекрасном состоянии. В два раза превысил оценочную стоимость другой пейзаж Айвазовского «У Крымского берега» (1856), ушедший за 224,750 тыс. фунтов, небольшая работа «На полных парусах» (32,5 х 27 см) продалась за 52,5 тыс. фунтов.

За право называться третьим самым дорогим художником русского аукциона Sotheby's с Айвазовским пытался соперничать Александр Дейнека, но его нагим мальчикам, выбегающим из воды («В Донбассе» 1954 год, 422 тыс. фунтов) не хватило для этого 60–70 тыс. фунтов.  Неплохо продавался Иван Похитонов. Из 10 выставленных его работ наибольшую прибыль принесла картина «Охота на перепела в Жабовщине» (около 1902–1906) – 296,750 тыс. фунтов. Похитонов написал эту работу в имении своего тестя. Идиллическое изображение богатых лугов, усыпанных полевыми цветами, напоминает описания со страниц «Записок охотника» Тургенева. Писатель был важной фигурой в жизни Похитонова. Один из первых почитателей творчества художника, он стал крестным отцом его старшей дочери Веры. 

Второй раздел «русского аукциона» был посвящен прикладному искусству, в котором наилучший результат оказался у бронзовой скульптурной группы «Памятник Екатерине Великой в образе Минервы» (60 см) по модели Микешина – 162,5 тыс. фунтов. Многочисленные маленькие пасхальные яйца, вышедшие из мастерской Фаберже, в основном уходили до 10 тыс. фунтов, а вот большой серебряный ковш со вставками из перегородчатой эмали продали в три раза дороже первоначально заявленной цены – 62,5 тыс. фунтов. В итоге раздел ДПИ добавил в копилку  Sotheby's дополнительные 1,256 млн и около 14 млн общей выручки.

30 ноября «Русская неделя» завершилась торгами аукционных домов MacDougall's и Bonham's. Интересный по составу аукцион «Русское искусство, предметы искусства и иконы» собрал MacDougall's. Итог аукциона: 3,6 млн фунтов. Почти миллион фунтов принесла продажа работ Шишкина и Пименова. «Сосновый лес» (уход 457 тыс. фунтов) был на пленэре в подмосковном селе Братцево, где Шишкин провел все лето в старинной усадьбе. 

Юрий Пименов создал картину «Японская девушка Киоко» (большая, почти в рост 137 х 70,5 см) после командировки в Токио с персональной выставкой. Статус классика советского искусства позволял ему с конца 1950-х годов совершать бесконечные вояжи за границу. По возвращении из Японии художник написал два полотна для ежегодной отчетной выставки членов Академии художеств. Это «Токийское окно»  и успешно проданная за 449 тыс. фунтов «Японская девушка Киоко».

«Купальщицы» (1929) Александра Яковлева – своеобразный оммаж старым мастерам XVII века и Полю Сезанну, купили за 320 тыс. фунтов, бронзовая скульптура Александра Дейнеки «Футболисты» ушла за солидные 202 тыс. фунтов при предварительной оценке в 60–90 тыс. фунтов, а вынесенная на обложку каталога картина «Обнаженная» Андрея Мельникова принесла устроителям аукциона 216 тыс. фунтов. Из картин первой половины XIX века стоит отметить прекрасно исполненный «Портрет неизвестного в клетчатом жилете» (1848) Василия Тропинина, проданный за 121 тыс. фунтов, ниже заявленного эстимейта в 150–300 тыс. фунтов.

Аукцион Bonham's «Русские торги» можно назвать самым доступным по ценам, предложенным покупателям, и самым компактным – всего 152 лота. Топ-лотами Bonham's в разделе живописи значились Николай Рерих «Палаты Садко» (1920, оценка 80–100 тыс. фунтов) – эскиз декорации для неосуществленной постановки оперы «Садко» Николая Римского-Корсакова в театре Ковент-Гарден в Лондоне; Иван Шульц с зимним пейзажем «Закат» (устрашающе багряный цвет неба, отражается на покрытых снегом деревьях и озере) – 100–150 тыс. фунтов и картина «Балерина» (35–45 тыс. фунтов) не слишком известного у нас Федора Захарова – художника, эмигрировавшего в США в 1923 году. Эти произведения покупателей не привлекли. Большая часть лотов уходила в диапазоне цен от 1 тыс. до 30 тыс. фунтов. К примеру, акварельный рисунок Александра Дейнеки «Африканские охотники» 1926 года продался за 17,5 тыс. фунтов. Показатели по выручке несколько исправили лоты декоративно-прикладного искусства. Самыми дорогими произведениями здесь стали серебряный ларец фирмы Хлебникова с эмалевой картиной по оригиналу Константина Маковского «Боярский свадебный пир» (185 тыс. фунтов) и комплект из позолоченного серебра (братина, чашки и черпак на подносе с изображением мифологических животных, 100 тыс. фунтов), созданный фирмой Овчинникова. Известно, что этот набор в 1890 году великий князь Сергей Александрович подарил офицерам артиллерийского полка князя Гессенского. Bonham's результаты торгов выдает оперативно, но считать общую выручку от аукциона предоставляет журналистам. Итого, на русском искусстве Bonham's заработал 1,090 млн фунтов. По сравнению с июньскими торгами выручка поднялась более чем в три раза. В целом же лидеры в «британской четверке» аукционных домов остались на своих местах – Sotheby's, Christie's, MacDougall's и Bonham's. Корректировка цен и эстимейтов явно пошла аукционным домам на пользу, однако если бы не работы корифеев авангарда, результаты Sotheby's были бы на уровне Christie's.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1569
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3486
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2557
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2072

Другие новости