Специальная выставка рассказывает о ключевых предметах китайского искусства. Справа – волшебный жезл Жуи. Фото пресс-службы «Экспо-парк»
Юбилейный, 40-й, антикварный салон, собравший этой весной 175 галерей, по традиции открылся вечерним VIP-превью – вполне бодрым, где, по словам очевидцев, некоторые стремительные коллекционеры, не отвлекаясь на шампанское, сразу приступили к покупкам. 20 лет назад на первом салоне было 18 стендов, сегодня в ЦДХ присутствуют 8 ветеранов – участников первого салона.
Также по традиции салон представил некоммерческий проект, наконец-то посвященный китайскому искусству, которое обычно можно обнаружить у трех-четырех участников, специализирующихся на Востоке, и которое изучают постоянно появляющиеся на салонах внимательные китайские покупатели. На этот раз специальная экспозиция состоит из двух частей: «Шедевры китайского искусства из частных собраний», где есть волшебный жезл Жуи, впервые упоминающийся в III–IV веках н.э., есть многочисленные скульптуры Будды из Тибета (XII–XVII века), буддийское божество Дамчен на слоне и грозная богиня Палден Лхамо (хранительница буддийского учения) на муле – согласно легенде, на нем она едет по морю крови и жира. Во второй части – «Шелковый путь во времени. Китайский нефрит из личной коллекции Бронислава Виногородского» – можно увидеть слона, которого моют дети (желтый хотанский нефрит, середина династии Мин, XV–XVI века). Слона моют не просто так – этот сюжет прочитывается как «Пусть долгие годы не прекращаются счастье и удача». Также важен аллегорический смысл скульптурной группы с лошадью и двумя обезьянами, которая является лучшим подарком высокопоставленному чиновнику, так как представляет собой пожелание скорой и блестящей карьеры (белый хотанский нефрит, ранняя династия Мин, XIV–XV века). Для удобства покупателей на стендах, посвященных китайской теме, располагаются специальные опознавательные знаки.
Планировка салона не изменилась: на третьем этаже и антресолях, где можно найти не только более умеренный по цене антиквариат, но и винтажные вещи, царит оживление. На втором этаже – громкие имена авторов, впечатляющие цены и чинные покупатели.
Поклонники покорения Арктики оценят полотно с групой тюленей, представленное на стенде «Антикварная торговля Лелянова А.Э.». |
На стендах объединения «Петербургский антиквар» – коллекция французских часов XVIII–XIX веков, русские классики второй половины XIX века, а также солидного размера безмятежные «Обнаженные купальщицы» Виталия Тихова, написанные в 1918 году (290 тыс. долл.), и характерный «Зимний пейзаж» Клевера, автора, имеющего своих преданных поклонников (185 тыс. долл.).
У галереи «Кардашиди Арт» – работа Аристарха Лентулова «Беседка на реке» (1900–1909 годы, 100 тыс. долл.). Галерея «Элизиум» – одна из немногих, кто может позволить себе сделать узкотематическую экспозицию по историческому периоду, на котором специализируется, – первая треть ХХ века: здесь есть «Автопортрет в чалме» Константина Рождественского (1930 год, 70 тыс. долл.) и «Живописная архитектоника» Любови Поповой (1917 год, не продается).
Галерея «Русская усадьба» погружена в историю XVIII века – здесь можно найти портрет Яна Собесского, короля Польши, полководца, прославившегося борьбой с османским игом (1700-е годы), и прижизненный портрет Петра I в латах, по времени, предположительно, между Нарвой и Полтавой. Цены на эти работы продавцы предпочитают не афишировать – практика, распространенная на этом салоне и дающая возможность маневра: все-таки настроения покупателей не очень понятны.
А галерея «Русские сезоны» вообще заявила, что большая часть работ на стенде представлена в формате выставки. Здесь "не продаются" произведения Александра Бенуа и Константина Сомова, Евгения Лансере и Льва Бакста, прекрасный карандашный «Портрет дамы под вуалью» Валентина Серова (1903 год) и отличная коллекция портретов русской аристократии первой половины XIX века работы Науманна, Даффингера, Гау и Соколова. Что-то подсказывает, что при конкретном интересе покупателей выставочная политика может измениться.
На салон после долгого отсутствия (заполненного собственными выставочными проектами) вернулась галерея «Наши художники», где на видном месте висят роскошные «Две испанки» Натальи Гончаровой (около 1927 года). А в их тени «Портрет балерины Александры Балашовой» (1924 год), прелестной, с жемчужной нитью в руках – совершенно неожиданная работа Филиппа Малявина без его румяных баб в ярких платьях.
На стенде «На Кутузовском 24» – огромный выбор икон конца XIX – начала XX века в серебряных окладах, которые так хороши для подарков. Хозяйственные люди должны обязательно обратить внимание на изобилие роскошных наборов столового серебра от лучших дореволюционных русских мастеров (в подарочных чемоданах). Циклопическая хрустальная чернильница, оправленная в серебро (фирма О. Курлюкова, 1917 год), оценена в 65 тыс. долл., а сервиз работы Фаберже, состоящий из набора серебряных чайников, кофейников и молочников, – в 250 тыс. долл.
Отлично поработало с темой спорта в советском искусстве петербургское Бюро «Гамаюн», представив кабинетного размера скульптуры атлетов из бронзы, цинка, шпиатра (1920–1930-е годы). Это произведения Манизера, Крыжановской и Крандиевской (25–30 тыс. долл.), а также несколько скульптур 1960–1970-х годов. Особо привлекает внимание круглое панно «Штангист» работы Елены Янсон-Манизер (1953 год), которое предназначалось для оформления станции метро «Динамо», но оказалось в зале штанги одноименного стадиона (принадлежало штангисту Трофиму Ломакину, который на панно и изображен). Частная коллекция «Моретто» порадовала изящной подборкой расписных вееров от 1700-х годов до начала ХХ века (20–60 тыс. руб.), оформленных в рамы; ранее коллекция выставлялась в Музее декоративно-прикладного искусства.
Один из международных участников салона – частная коллекция LEDA – привез гигантские люстры муранового стекла. Фото Любови Пуликовой |
Галерея Transatlantique, отвечающая за мебель эпохи ар-деко, представляет работы знаменитого французского декоратора Жака Адне. Элегантное мягкое кресло из массива дуба, отделанное шпоном палисандра (1927 год) оценено в 9 тыс. евро, а обеденный стол, стильный и функциональный (длина 3 м, раскладывается до 5 м), в комплекте с 12 стульями стоят 40 тыс. евро.
Коллекционеры, которым близка романтика покорения Арктики, сразу заметят крупное полотно, где группа тюленей возлежит на льдинах, – на стенде «Антикварная торговля Лелянова А.Э.» рассказали, что эта картина Александра Борисова, первого художника, который работал масляными красками в условиях Крайнего Севера, написана в 1910 году на острове Вайгач, недалеко от Архангельска. В 1914 году картина выставлялась на персональной выставке художника во дворце Юсупова на Литейном проспекте. Здесь же можно найти два пропеллера из наборного дерева: поменьше – от самолета «Ньюпор» (12 тыс. долл.) и побольше – от «Фармана» (15 тыс. долл.).
В галерее «Коносьер» нельзя пропустить нежнейший портрет Ады Лазо (дочери революционера Сергея Лазо), последней жены художника Владимира Лебедева (1954 год).
Один из международных участников – частная коллекция LEDA – привез пару французских шкафов XIX века из черного дерева, у которых внутри створки украшены наборным деревом, а снаружи – цветочными букетами, выполненными мозаикой из камней (90 тыс. евро за оба) и гигантские люстры муранового стекла (конец XIX века): молочно-белая, с украшенными 24-каратным золотом деталями, стоит 20 тыс. евро, а разноцветная, в форме ладьи, – 18 тыс. евро.