Безусловным лидером торгов стало гигантское полотно «Императрица Евгения с придворными дамами». Изображение с сайта www.osenat.fr
Имя императора Наполеона I (и все, что с ним связано) привлекает коллекционеров уже более двух столетий. Миллиардер Кристофер Форбс, по его собственным словам, был удивлен, когда около 50 лет назад узнал, что Наполеонов на самом деле было несколько. Наполеон III, сын Гортензии Богарне (дочери императрицы Жозефины) и Луи Бонапарта (брата Наполеона I), управлял Францией более 20 лет. История его правления – Второй империи, в которой были перестройка Парижа (именно тогда город обрел сегодняшний вид) и участие в Крымской войне, поражение в войне с Германией и смерть Наполеона III в изгнании в Англии, заинтересовала Форбса.
Результат этого интереса – коллекция произведений искусства и меморабилий, связанных с эпохой двух Наполеонов (и самая большая в мире, посвященная Наполеону III) распродавалась на торгах французского аукционного дома Osenat в Фонтенбло 5 и 6 марта. Более 600 лотов – около 1,3 тыс. документов и писем и более 500 картин были раскуплены практически полностью, при этом важными участниками аукциона стали французские музеи, имеющие право первоочередности – около 40 лотов теперь принадлежат музею Орсе, Национальному музею Почетного легиона, дворцу Мальмезон и Национальному архиву Франции.
Значительную часть коллекции составляет эпистолярное наследие разветвленного семейства Бонапарт – письма продавались в основном в диапазоне 300–1500 евро за лот. Переплетенная подборка писем Гортензии Богарне и самого Наполеона III ушли за 21 тыс. евро (эстимейт 20–30 тыс. евро), а письмо императрицы Марии-Луизы, второй жены Наполеона I, – за 2,8 тыс. евро.
Брачный сертификат, который удостоверяет тайное венчание Наполеона Бонапарта с Жозефиной Богарне в 1804 году, подписанный кардиналом Жозефом Фешем, который лично венчал пару, был продан за 25 тыс. евро (при эстимейте 30–40 тыс. евро). Только при условии, что это венчание состоится, папа Римский Пий VII был согласен присутствовать на официальной церемонии коронации Наполеона I.
Табакерку, украшенную 18 бриллиантами с огранкой «роза», приобрели за 20 тысяч евро. Фото с сайта www.osenat.fr |
Конечно, на торгах присутствовали и изображения самого Наполеона I, а картины со сценами из истории его правления уходили к покупателям в диапазоне 300–3000 евро.
За 550 евро (при оценке 300–400 евро) была продана работа французского последователя знаменитого английского живописца Томаса Лоуренса – овальный акварельный портрет герцога Рейхштадтского (сына Наполеона I и Марии-Луизы, умершего совсем молодым от туберкулеза), которого иногда называют Наполеоном II.
Носовой платок Наполеона I цвета слоновой кости с вышитыми монограммами N под императорской короной, оцененный в 3–5 тыс. евро был продан по верхней планке эстимейта. Романтический портрет одного из наполеоновских маршалов – Иоахима Мюрата, который создал Анн-Луи Жироде де Руасси-Триозон, ученик Жака-Луи Давида, ушел за 19 тыс. евро (эстимейт 4–6 тыс. евро). В каталоге отмечается, что в Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится вариант этой работы.
Фотографии семьи императора Наполеона III (фотография во второй половине ХХ века уже набирала популярность) продавались в диапазоне 900–3500 евро; вполне доступны коллекционерам были газеты и политические карикатуры эпохи Второй империи, а рисунки сына Наполеона III – Наполеона Эжена Луи Бонапарта можно было купить за 300–2800 евро. Последний Бонапарт, после смерти которого династия пресеклась, погиб в 23 года в Африке в схватке с зулусами.
Конную статую Наполеона III (высота с постаментом 1,72 см), созданную знаменитым красавцем и денди середины XIX века, графом Альфредом де Орсе, продали за 6 тыс. евро (эстимейт 2,5–3 тыс. евро). Миниатюра работы классика жанра Жан-Батиста Изабе «Портрет королевы Гортензии», где королева изображена в синем платье и в легкой вуали на золотых локонах, была продана за 14 тыс. евро (при эстимейте 3–4 тыс. евро). Бронзовый бюст прекрасной и несчастной королевы Гортензии (ее брак с братом Наполеона I был совершен по династическому расчету и оказался крайне неудачным) работы одного из последователей скульптора Франсуа Жозефа Бозио купили за 17 тыс. евро (эстимейт 3–4 тыс. евро).
6 марта на торги были выставлены предметы одежды, сувениры, связанные с Наполеоном III и его женой, императрицей Евгенией, сервизы с императорской монограммой (работы Парижской, Севрской и Лиможской мануфактур), предметы мебели, нумизматика, относящаяся к периоду Второй империи, – монеты и медали продавались в диапазоне 40–2500 евро. Финальные цены на разнообразные по качеству и размеру портреты Наполеона III колебались от 3,4 тыс. до 30 тыс. евро.
Один из топ-лотов торгов – портрет Наполеона III. Изображение с сайта www.osenat.fr |
За 20 тыс. евро ушла табакерка с монограммой N под императорской короной на синем эмалевом поле, украшенная 18 бриллиантами с огранкой «роза» (эстимейт 15–20 тыс. евро). Топ-лотами торгов стали парные портреты (2,42 х 1,58 м) Наполеона III и императрицы Евгении – одной из самых прославленных красавиц и законодательниц мод второй половины XIX века. При эстимейте 60–80 тыс. евро эти произведения кисти неизвестного последователя Франца Ксавье Винтерхальтера (портретировавшего все серьезные европейские правящие дома) были проданы за 71 тыс. евро.
Ненамного дешевле – за 54 тыс. евро (эстимейт 25–30 тыс. евро) был продан небольшой лист с набросками голов Наполеона III и его маршалов. Но тут все понятно: автор рисунка – Эдгар Дега. А вот работа самого Винтерхальтера – прелестный акварельный портрет императрицы Евгении (1855) в открытом платье, подчеркивающем идеально покатые плечи коронованной красавицы (считавшиеся эталоном красоты в то время), был продан за 33 тыс. евро (эстимейт 4–6 тыс. евро).
Безусловным лидером торгов стало гигантское (2,92 х 4,15 м) полотно «Императрица Евгения с придворными дамами», на котором императрица, изображенная так же, как на акварели Винтерхальтера, окружена настоящим цветником красавиц, демонстрирующих последние парижские моды (продано за 120 тыс. евро, эстимейт 50–60 тыс. евро). Мраморный слепок руки императрицы был продан за 2,8 тыс. евро.
Продажа коллекции Кристофера Форбса не потрясла международный антикварный рынок, приученный к гигантским ценам. Эти торги позволили ценителям и исследователям эпохи императорской Франции, завершившейся со смертью Наполеона III, прикоснуться к истории и позволить ей продолжиться в других коллекциях.