Боровиковский по-прежнему в цене– портрет Ардалиона Новосильцева продали за 869 тыс. фунтов. Фото со страницы Sotheby's в Instagram
Полгода, прошедшие со времени русских торгов осенью 2014 года в Лондоне, когда экономические и политические потрясения начали сказываться на продаже произведений искусства, отечественный антикварный рынок провел в состоянии тревожного напряжения, пытаясь предугадать дальнейшее развитие событий. Что ни говори, но именно активность четверки британских аукционных домов – Christie`s, Sotheby`s, Bonham`s и MacDougall`s, – вплотную занимающихся русским искусством, их мероприятия и проводимые дважды в год русские торги служат индикатором настроений крупных покупателей, которые определяют ситуацию на рынке.
За эти полгода происходили события, способные как опечалить, так и вселить оптимизм. Грустно, что аукционный дом MacDougall`s в конце прошлого года закрыл свое московское выставочное пространство, ставшее достаточно известным благодаря регулярным предаукционным выставкам и проектам, представлявшим собрания крупнейших русских коллекционеров. Однако в марте 2015 года в более просторном помещении отпраздновал новоселье московский офис Christie`s – и новые площади не простаивают: в преддверии русской недели Christie`s привез в Москву выставку предаукционную, но несколько неожиданную. Видимо, не случайно работы Натальи Гончаровой и Хаима Сутина были не с ближайших русских торгов, а из престижного и дорогостоящего раздела «Импрессионисты и модернисты», да еще в компании пары авторов из раздела «Современное искусство». Надо отметить, что именно в этих разделах (наряду со «Старыми мастерами») русские покупатели становятся все активнее в последнее время.
Сенсацией прошедших торгов Sotheby’s стала «Спящая девочка» Зинаиды Серебряковой. После длительного торга картина ушла к покупателю за 3,9 млн. фунтов. Фото пресс-службы Sotheby’s |
Лондонская «русская неделя» в этом году стартовала 1 июня с торгов Christie`s. У аукционного дома на этот раз не было топ-лотов уровня прошлогоднего уникального «Портрета Марии Цетлин» кисти Валентина Серова (продан за 9,3 млн ф. ст.), но появление таких вещей на рынке – вообще крайняя редкость. Коллекция этого года, выглядевшая вполне солидно, рекордных продаж не принесла (было продано 63% выставленных лотов на общую сумму 5,3 млн ф. ст.). Топ-лот, оцененный в 2–2,5 млн ф. ст., впечатляющее полотно Ивана Айвазовского «Американское судно около скалы Гибралтар», покупателя не нашло. Дороже всего (за 962,5 тыс. ф. ст. при эстимейте 0,8–1,2 млн. ф. ст.) была продана утопающая в лунном свете «Арсенальная гора ночью» Нико Пиросмани (по сообщению Christie`s, покупателем стал бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили). На втором месте оказался Николай Рерих с парящими в кипенно-белых облаках вершинами Гималаев: картина «Белый и Горний» из серии «Его страна» была продана за 542,5 тыс. ф. ст. при эстимейте 500–700 тыс. ф. ст.
Нашли своих покупателей работы Филиппа Малявина «Баба на качелях» (242,5 тыс. ф. ст.) и Николая Сверчкова «Возвращение с медвежьей охоты» (218,5 тыс. ф. ст.), и по-прежнему востребован Иван Похитонов (не только у русских покупателей) – арт-дилер из Европы приобрел его «Любителей охоты среди барханов» за 158,5 тыс. ф. ст. В разделе декоративно-прикладного искусства у Christie`s лидировали настольные часы Фаберже в прелестной нежно-розовой гильошированной рамке, проданные за 98,5 тыс. ф. ст.
Картину Нико Пиросмани за 962,5 тыс. фунтов приобрел бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили. Фото пресс-службы Christie’s |
На следующий день торги Sotheby`s несколько поправили настроение: «живописный» аукцион принес 10,9 млн ф. ст., а декоративно-прикладное искусство – 1,2 млн ф. ст. К сожалению, ничем хорошим не закончилась загадочная история, связанная с полотном Айвазовского «Вечер в Каире» (эстимейт 1,5–2 млн ф. ст.), – картину все-таки сняли с торгов из-за разбирательств между нынешним владельцем произведения и гражданами, заявляющими, что именно это полотно было у них украдено (хотя за пару дней до аукциона появилась информация о достижении сторонами конфликта договоренности, которая позволит оставить «Вечер в Каире» на торгах). Не купили картину Алексея Саврасова «Волга под Юрьевцем» с утомленными бурлаками на фоне печального пейзажа (эстимейт 1,2–1,8 млн ф. ст.), долгие годы считавшуюся утерянной.
Зато по-прежнему в цене редко появляющийся на рынке Владимир Боровиковский – портрет красавца Ардалиона Петровича Новосильцева (он был на обложке каталога) продали за 869 тыс. ф. ст. Хотя в лучшие времена (например, прошлым летом) «Портрет графини Любови Ильиничны Кушелевой, урожденной Безбородко, с детьми Александром и Григорием» кисти Боровиковского ушел за 2,9 млн ф. ст., а «Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми» – за 1,5 млн ф. ст.
Сенсацией этих торгов Sotheby`s стала «Спящая девочка» Зинаиды Серебряковой из коллекции посла Временного правительства России в США Бориса Бахметьева – сочетание имени Серебряковой и женской обнаженной натуры практически всегда дает прекрасный художественный и финансовый результат.
Разумно оцененная в 400–600 тыс. ф. ст., картина после длительного торга ушла к покупателю на телефоне за 3,9 млн ф. ст. В коллекцию Бахметьева когда-то входил и рисунок Валентина Серова «Обнаженная», ранее никогда не выставлявшийся и проданный за 18,8 тыс. ф. ст. (работы Серова, как живописные, так и графические, – редкость на рынке).
«Шторм на Черном море» Айвазовского с умеренным эстимейтом (верхняя планка – 180 тыс. ф. ст.) и не с такой сложной судьбой, как у «Вечера в Каире», был вполне успешно продан за 341 тыс. ф. ст. Обнаруженное в частной коллекции во Франции полотно Николая Рериха «Перед дождем» (последний раз оно выставлялось в 1920 году) купили за 497 тыс. ф. ст., а работу Петра Кончаловского «Ивы. Пейзаж с лошадью» – за 191 тыс. ф. ст. Полная экспрессии и драматизма картина Павла Челищева «Бой быков» поставила рекорд для работ этого автора – 677 тыс. ф. ст. (на торгах была серия его работ). Кстати, по итогам недели торгов русским искусством, выяснилось, что Sotheby’s получил самую большую выручку – 12,1 млн ф. ст.
Красочный «Маскарад» Константина Сомова у MacDougall`s остался непроданным. Фото с сайта www.macdougallauction.com |
3 июня торговали Bonham’s и MacDougall’s, повторив ситуацию с частичными провалами топ-лотов. Ну а имена художников, все три дня торгов повторяющиеся в отчетах о продажах, четко указывают на постоянных фаворитов рынка. На Bonham’s топ-лотом стала работа Серебряковой «Молодой марокканец. Марракеш», проданная за 182,5 тыс. ф. ст.; получил еще одно подтверждение стабильности своих позиций Иван Похитонов – его «Пейзаж с охотниками» купили за 98,5 тыс. ф. ст. Тут стоит помнить, что цены на Bonham’s традиционно «гуманнее» ценников Sotheby’s – если, конечно, речь не идет об абсолютных шедеврах, на которые, как на «Труды Богоматери» Рериха в 2013 году, цены взлетают до небес. Среди неудачников у Bonham’s оказались «Гималаи» Рериха (эстимейт 250–300 тыс. ф. ст.) и работа Ильи Репина «Портрет актера Григория Ге в образе Мефистофеля» (эстимейт 150–180 тыс. ф. ст.).
У наторговавшего в общей сложности на 2,7 млн ф. ст. MacDougall’s тройка лидеров продаж оказалась следующей: на первом месте проданная с некоторым превышением нижней планки эстимейта (за 697,4 тыс. ф. ст.) картина Ивана Шишкина «Осень на Крестовском острове» (топ-лот этих торгов MacDougall’s). «Улица на юге Франции» Константина Коровина ушла за 201,4 тыс. ф. ст. (эстимейт 80–120 тыс. ф. ст.). На третьем месте «Верблюжья повозка на закате на фоне морского пейзажа» Айвазовского, проданная за 189 тыс. ф. ст.
Непроданным у MacDougall’s оказался альбом рисунков Михаила Ларионова (эстимейт 150–200 тыс. ф. ст.) – собрание портретов близких и друзей художника, в том числе Наталии Гончаровой и Сергея Дягилева, а также автопортретов самого Ларионова. Возможно, слишком высокий эстимейт (500–700 тыс. ф. ст.) помешал продаже «Маскарада» Константина Сомова, созданного для обложки американского журнала Vanity Fair и изображающего голливудских и бродвейских звезд 1920-х годов. Эстимейт так же отпугнул покупателей полотна Бориса Анисфельда «Золотое подношение», где изображена знаменитая танцовщица и актриса Ида Рубинштейн (эстимейт 350–500 тыс. ф. ст.).
Кризис кризисом, но системные изменения в поведении покупателей русского искусства стали заметны уже лет пять назад, и сейчас они укрепились: только исключительное качество и провенанс произведения способны заставить русских покупателей сражаться до последнего и платить на торгах бешеные деньги (что с упоением делалось в середине 2000-х годов). В остальных случаях сегодня покупатели внимательно изучают соотношение «цена/качество». Так что пока рынок затих в неустойчивом равновесии и в ожидании того, какой уровень цен будет признан разумным одновременно и покупателями, и продавцами.
Лондон