0
13043
Газета Антиквариат Интернет-версия

03.04.2015 00:01:00

Российский антикварный салон демонстрирует стойкость

Инна Пуликова

Об авторе: Инна Витальевна Пуликова – журналист.

Тэги: антиквариат, салон, выставка, коллекция, мебель, интерьер


антиквариат, салон, выставка, коллекция, мебель, интерьер Традиционный некоммерческий проект салона – выставка «Поставщики двора Его Императорского Величества. Предметы роскоши». Фото Любови Пуликовой

Весеннего XXXVIII Российского антикварного салона – после меланхолического настроения осеннего салона, уже почувствовавшего дыхание кризиса, и зимней нервотрепки с ростом курсов валют – любители старого искусства ждали с вполне понятной настороженностью.

На первый взгляд все как всегда – три этажа ЦДХ привычно заполнены антиквариатом, а в воскресенье у кассы даже выстроилась очередь за билетами. Однако завсегдатаи сразу увидят изменения, связанные с сокращением количества участников (160 в этом году против 220 осенью 2014 года), и, надо сказать, что это грустное обстоятельство дало возможность для маневра планировщикам: в VIP-зоне второго этажа проходы расширились, а некоторые стенды стали «сквозными», открытыми с двух сторон, что несколько смягчило замкнутость выставочного пространства. Жаль, что организаторы салона не пошли по пути коллег из маастрихтской TEFAF и брюссельской BRAFA – стоило добавить скамеек в проходах (о чем многие годы мечтают постоянные посетители салонов) и флористические композиции, которые, как известно, подчеркивают и поднимают статус и настроение любого мероприятия. В общем, география салона практически не изменилась; хотя лабиринты на третьем этаже стали короче, но жизнь там бьет ключом. Большинство главных игроков (хорошо известные галереи) можно найти на привычных местах; сохранили свое присутствие и частные коллекции (с названиями и без). 

Терем, украшенный портретами Льва Толстого, на самом деле является книжницей – специальным шкафом для изданий именно этого писателя.
Терем, украшенный портретами Льва Толстого, на самом деле является книжницей – специальным шкафом для изданий именно этого писателя. 

Участники салона дружно поддержали традицию, которая в последние годы стала признаком хорошего тона, – создание на своих стендах тематических экспозиций (на этом салоне их 18, даже больше, чем осенью). Old Masters Gallery произвела сильное впечатление со своей коллекцией немецкой живописи XV–XVI веков (работы Лукаса Кранаха Младшего, Йорга Брёя Старшего), там же – картины мастеров фламандской и голландской школ XV–XVII веков: Яна ван Гойена, Питера Классенса Младшего, прекрасный «Деревенский пейзаж с дорогой, путниками и стадом коров» Саломона ван Рейсдала за 250 тыс. евро и всегда популярный сюжет постройки Вавилонской башни работы Хендрика ван Клеве III (180 тыс. евро).

Французская галерея Boccara, к коврам которой на салоне уже привыкли, сумела поразить публику гобеленом из серии «Охота Максимилиана», изготовленным для Людовика XIV на королевской мануфактуре гобеленов в начале XVIII века. Королевский гобелен высотой 4,2 м при монтаже экспозиции занял не только стену, но и часть потолка. Всего серия состояла из 12 гобеленов, эскизы для которых были выполнены еще в XVI веке и изображали сцены охоты в королевском лесу вблизи Брюсселя. Сегодня Boccara продает два гобелена из этой серии (1 млн долл.).

Активные и платежеспособные почитатели русского ампира за последние четверть века, казалось бы, скупили все заслуживающее внимания, однако на каждом салоне неизменно появляются интерьеры русских усадеб конца XVIII – начала XIX века. На этот раз красное дерево и карельская береза присутствовали на стендах галереи «Реликт» и «Антикварной торговли Лелянова». У последних настенное зеркало работы мастерской Г. Гамбса обойдется в 7 тыс. долл., а массивное зеркало-псише, позволявшее красавицам рассматривать бальные туалеты со всех необходимых углов зрения, – в 15 тыс. долл.

Художественное стекло Российской империи стоит внимательно посмотреть в галерее «Историческая справедливость» – это в прямом и переносном смысле слова тончайшие произведения Императорского и Измайловского стекольных заводов (XVII–XIX); там же можно обнаружить шоколадницу в виде головы турка в обязательной чалме (1-я половина XIX века) за 4,2 тыс. долл.

 На стенде галереи «Кардашиди Арт» невозможно пропустить соседствующий с работами Зверева фантастический терем, украшенный портретами Льва Толстого, который при ближайшем рассмотрении оказывается книжницей – специальным шкафом для изданий именно этого писателя. Книжницу изготовили в 1892 году и в конце XIX века демонстрировали на выставках в Чикаго и Антверпене.

Ценителям модерна, а особенно модерна французского, нужно искать стенд крупнейшего антикварного объединения Северной столицы «Петербургский антиквар» – Suslov Fine Art, где выставлен великолепный образец стиля, комплект мебели для столовой работы Луи Мажореля, с плавными текучими формами, с ручками и накладками в виде колосьев пшеницы.

Галерея Transatlantique специализируется на другом великом стиле – ар-деко. Классический комод «Адам и Ева» (Jules Leleu, 1940-е) здесь оценен в 35 тыс. евро, а люстра со строгими каскадами янтарного цвета (Мурано-Венини, 1940–1950-е) – 15 тыс. евро.

 Соседняя галерея «Виардо» не изменяет себе и старается обеспечить русских покупателей тем, чего так не хватает в отечественном искусстве – разнообразной и, как правило, жизнерадостной жанровой живописью с галантными сценами, историческими сюжетами из европейской истории (цены в диапазоне 3–50 тыс. долл.).

Галерея Transatlantique специализируется на стиле ар-деко. 	Фото Любови Пуликовой
Галерея Transatlantique специализируется на стиле ар-деко. Фото Любови Пуликовой

«Пикассо и русский Париж» – так называется прекрасно продуманная экспозиция галереи «Элизиум», где можно найти литографии Юрия Анненкова для книги «История мадам де Санси» аббата Шуази (10 тыс. долл.), графику Александра Бенуа (рисунки с гравюр XVII века), мощный «Портрет крестьянина» Филиппа Малявина (90 тыс. долл.) и работы Пикассо, среди которых прежде всего привлекает внимание интересный художественный документ эпохи – рисунок «Посвящение Ю. Гагарину», созданный в первые дни после 12 апреля 1961 года.

И наконец традиционный некоммерческий проект салона – выставка из частных собраний и из коллекций участников ярмарки «Поставщики двора Его Императорского Величества. Предметы роскоши», где представлены более полусотни уникальных произведений фирм Фаберже, Сазикова, Овчинникова, Хлебникова; фарфор Кузнецова, скульптура малых форм мастеров Верфеля, Шопена, Морана, Берто, стекло Мальцова, платье из ателье А. Ламановой. Звание Поставщика высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов было учреждено в 1856 году при Александре II, а с 1862 года фабрикантам, ремесленникам и художникам, поставлявшим свои товары ко Двору на протяжении 8–10 лет по лучшим ценам и не имевшим нареканий по качеству, было дано разрешение именовать себя Поставщиком Двора. Выставка демонстрирует не только часть художественной истории страны – само существование статуса Поставщика характеризует экономическое состояние России с начала XIX века до 1917 года.

Ну а в сегодняшней увлекательной экономической и политической ситуации Российский антикварный салон продемонстрировал внушающую уважение стойкость. На специально организованном круглом столе под названием «Преодоление. Опыт выхода из критических ситуаций на арт-рынке», вспоминалась классическая фраза В.С. Черномырдина «Никогда такого не было – и вот опять!», поэтому наибольший интерес вызвали выступления антикваров-практиков, которые кризисам уже не удивляются и считают, что продавцы должны уметь находить понимание с покупателями в любых условиях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1314
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1275
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2180
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
3142

Другие новости