Проект, посвященный Палехской лаковой миниатюре, – несомненная удача устроителей Антикварного салона. Фото автора
Проводимый в 37-й раз Российский антикварный салон собрал около 220 галерей и расширил свою географию. К устоявшимся игрокам добавились участники из Самары, Тулы, Кемерова, Челябинска и Озерска, приехали экспоненты из Германии и Франции.
Интересно, что первой на салон запускается китайская делегация, которая с надеждой найти родное искусство скрупулезно исследует все стенды, торгующие восточным искусством.
Как ни крути, антикварный салон – сейчас единственное место, отражающее положение дел на отечественном рынке и где происходит общий слет российских дилеров старого искусства. По словам директора салона Василия Бычкова, «самые плохие прогнозы не подтвердились» и «в кризисных условиях антиквариат – выгодное содержание средств». Действительно, по сравнению с прошлым, мартовским салоном на нынешнем заметно оживление, а происходящая ротация галерей во многом пошла мероприятию на пользу. Появились новые участники, а старые, набравшись сил, показали действительно хорошие, редкие предметы искусства.
Подборка антиквариата на стендах редко
выдержана в одном стиле. Фото автора |
Впервые с 2007 года не участвует крупнейший стенд с советским фарфором «Среди коллекционеров», но одноименный журнал их издательства продолжает выходить и на салоне присутствует. Пропустившая прошлый раз галерея «Русская усадьба» вернулась и «выстрелила» с трехметровым паникадилом, созданным по эскизам Вашкова. Снова отсутствовали «Мастера» с русской живописью XIX–XX веков, но их заменили вновь появившиеся после семилетнего перерыва «Наши художники» Натальи Курниковой (об их текущей выставке Аристарха Лентулова «НГ» писала в номере от 17.10.14) с дореволюционной работой Николая Фешина «Девочка с красным бантом».
Вообще на салоне то, что появилось давно, имело место быть и сегодня. Русское искусство по-прежнему доминирует, но западная живопись с приходом Old Master Gallery, продающих старых мастеров, аккуратно отвоевывает свое пространство.
Особых трендов салон не предлагал – разве что живописи 1920–1940-х годов XX века стало больше, в основном за счет появления на рынке малоизвестных имен художников, таких, к примеру, как проживший всего 39 лет выпускник Петербургской академии художеств Василий Литко у Русской антикварной галереи. Заметно прибавилось керамики учеников Строгановской школы. На этот раз ориентированному на русский стиль «Алексеевскому подворью» конкуренцию составляет галерея «Красный клин».
Авангардные плакаты периода Первой мировой войны, выставляемые в марте, уступили место искусству исконно русскому – Палехской лаковой миниатюре, которой в этом году исполнилось 90 лет. Этот проект и оформление пространства – несомненная удача устроителей и участников Антикварного салона. Бывшие иконописцы Палеха после революции получили творческую свободу и активно занялись внедрением новых, актуальных советских тем в свое тонкое искусство. Так на свет появились фантасмагорическая тарелка «Освобожденный женский труд. Подарок ткачихам к 8 Марта» 1934 года, «Запись трудодня в колхозе» (Дмитрий Турин, 1935 год) – композицию можно трактовать двояко: как будто сказочник рассказывает свою былину с листа или секретарь записывает, что полезного для родного колхоза односельчане сделали за день. Не менее прекрасна шкатулка авторства Сергея Солонина с росписью «Школа-коммуна имени МЮД» (Международный юношеский день), где пионеры держат портрет Надежды Крупской, а трубящая молодежь гордо вышагивает под красными знаменами.
Во время салона публике были оглашены результаты исследования прошлого XXXVI Антикварного салона, которое проводил Государственный институт искусствознания. Как рассказала научный сотрудник ГИИ Инна Пуликова, вопреки распространенным мифам основную часть посетителей антикварной ярмарки составляют не почтенные старцы, а вполне энергичные люди в возрасте от 25 до 50 лет, получающие информацию из Интернета. Они пока недостаточно уверенно чувствуют себя в роскошном мире старого искусства, но с суммой в 100 тыс. руб. расстаются легко и, если их поддержать морально, способны на серьезные покупки.