«Жемчужная мечеть в Агре» Василия Верещагина была продана за рекордные 3,6 млн фунтов. Фото предоставлено пресс-службой Christies
На этой неделе в Лондоне завершилась неделя торгов, посвященных русскому искусству. Если в прошлые годы «британская четверка» – Sothebys, Christies, Bonhams и MacDougalls – традиционно два раза в год показывала в Москве свои топ-лоты, то этой весной ситуация изменилась. Согласно официальной версии, предаукционные выставки были отменены по причине большой стоимости страхования ввозимых в РФ произведений искусства, по неофициальной – из-за событий в Украине.
Храбрость проявил только MacDougalls, когда организовал небольшую, но хорошо подобранную выставку «Крымский пейзаж», на которой представил несколько лотов предстоящих торгов вместе с работами из коллекций своих клиентов. Аукционный дом даже сумел стать своеобразным трендсеттером – выставку акварелей Максимилиана Волошина с видами любимого им Коктебеля недавно открыли в галерее «На Ленивке», а Государственный музей Востока с 4 июня показывает «Искусство крымских татар».
Тем не менее прошедшие в Лондоне аукционы показали, что, несмотря ни на какие международные политические сложности, продажи русского искусства только растут.
2 июня торги начал Christies, проанонсировав Лентулова, Верещагина и Боровиковского. Если работы первых двух художников часто появляются в продаже, то полотна Владимира Боровиковского на открытых торгах – это сенсация. Происхождение работ прекрасно прослеживается – парные портреты находились в коллекции князя Ивана Оболенского, были воспроизведены в известном труде великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX веков». Скромная оценка каждого из полотен в 50–70 тыс. фунтов была стратегически верным шагом, в ходе торгов цена значительно увеличилась, и «Портрет графини Любови Ильиничны Кушелевой, урожденной Безбородко, с детьми Александром и Григорием», ушел с молотка за рекордные 2,994 млн фунтов; дешевле коллекционеры оценили «Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми» (1,482 млн фунтов).
Красочное, почти мозаичное полотно Аристарха Лентуловова «Пейзаж с мостом. Кисловодск» (1913) осталось в границах, обозначенных эстимейтом, но все равно ушло за значительные 1,7 млн фунтов.
Вообще результат торгов Christies (24 млн фунтов) превзошел прошлогодние показатели аналогичного аукциона в два раза и стал самым успешным для летних торгов в категории «Русское искусство».
В ходе первой сессии торгов с молотка ушло 89% лотов (по стоимости). Топ-лотом стало полотно Василия Верещагина (1842–1904) «Жемчужная мечеть в Агре» из коллекции фонда художественного центра Франсис Леман Лоб в колледже им. Вассара (Нью-Йорк). Превосходная картина, написанная Верещагиным в парижской студии в конце 1870-х годов по итогам путешествий в Индию, ушла с молотка за 3,666 млн фунтов, побив мировой рекорд стоимости произведений художника.
Аукционный дом Sothebys стартовал вторым, но тем же вечером 2 июня. В качестве топ-лотов были заявлены произведения знаковых художников XX века, таких как Александр Дейнека, Юрий Пименов, Георгий Нисский, и целый раздел авангарда.
«Юный конструктор» (1966) Дейнеки – молодая девушка в стильном белом платье в синюю полоску. Полотно примечательно помимо высокого художественного качества своей историей. Картина происходит из собрания Международной конфедерации Союза художников, которая является наследницей и правопреемницей Союза художников СССР. Неоднократно показанное на советских выставках произведение так и осталось непроданным, возможно, виной тому высокий эстимейт (2–3 млн фунтов), впрочем, более скромно оцененное «Воспоминание о военных пайках» (1963 год, эстимейт 500–700 тыс. фунтов) Юрия Пименова также не нашло нового владельца. Зато Нисский коллекционерам очень даже понравился: картина «Над снежными полями» 1964 года (оценка 500–700 тыс. фунтов), где холодное сине-фиолетовое небо рассекает самолет с красным хвостом, была продана за 1,762 млн фунтов.
Из пяти морских произведений Ивана Айвазовского ушли три, а трогательная серебристо-серая «Зима» (1910 год, 700–900 тыс. фунтов) Михаила Нестерова покупателей не заинтересовала.
Общую ситуацию улучшили авангардисты. Казимир Малевич подтвердил звание одного из самых дорогих русских художников, небольшая «Голова крестьянина», по сути эскиз (гуашь, бумага) к работе «Крестьянские похороны» (1911), ушла за внушительные 2,1 млн фунтов. На той же сумме остановились торги по картине «Дети с зонтиками от солнца». Примитивистские «Месильщики теста» Михаила Ларионова, участвовавшие в выставке «Золотого руна» 1910 года, превысили верхнюю планку эстимейта на 500 тыс. фунтов, итог – 1,8 млн фунтов. Общая сумма выручки Sothebys немного уступила Christies – 18,291 млн фунтов.
4 июня за продажи русского искусства отвечали уже аукционные дома Bonhams и MacDougalls.
Bonhams представил редкую ученическую работу Николая Ге «Обнаженная мужская фигура» (130–150 тыс. фунтов), за которую художник получил серебряную медаль Императорской академии художеств. Однако покупателей на нее не нашлось.
В прошлом году Bonhams установил ценовой рекорд на Николая Рериха, его «Труды Богоматери» приобрели за 7,9 млн фунтов. На нынешних торгах нового рекорда не ожидали, но эпическое полотно, написанное в Карелии в 1917 году, под названием «Дымы мира» ушло за вполне достойные для художника деньги – 1,426 млн фунтов.
Ну и какие русские торги без Фаберже? Миниатюрная скульптура из полудрагоценных камней «Мещанка», созданная знаменитой фирмой в 1913 году, была продана за 1,202 млн фунтов с более чем двукратным превышением эстимейта. Примечательно, что раньше скульптура принадлежала Эммануэлю Нобелю – известному шведскому промышленнику и преданному клиенту фирмы Фаберже.
Общая сумма продаж Bonhams получилась приличной – 6,2 млн фунтов.
Завершал русскую программу аукционный дом МасDougalls, который помимо живописи сделал отдельные торги, посвященные иконам и декоративно-прикладному искусству.
Хорошая подборка русских художников начала XX века включала имена Сомова, Ларионова, Фалька, Стеллецкого, Кузнецова, Юона и Богданова-Бельского, всего почти 500 лотов!
Интересно, что одно из полотен раннего периода Михаила Ларионова, «Майский день», было продано частному коллекционеру за день до начала торгов. Сумма сделки не разглашается, но судя по продажам «коллег» по аукционному делу – более 1 млн фунтов. Нежный «Портрет дамы с вуалью. Манон Леско» работы Константина Сомова при эстимейте в 150–200 тыс. фунтов остался непроданным, а традиционный медитативный, с синевато-кобальтовыми сполохами «Восточный город. Бухара» (эстимейт в 1,9–3 млн фунтов) Павла Кузнецова купили за 2,367 млн фунтов.
Еще один заявленный топ-лот торгов – «Мальчик с картузом» (1910-е годы, 800 тыс. – 1,2 млн фунтов) был написан Робертом Фальком, когда он разделял художественные устремления «бубнововалетцев», его приобрели за 1,035 млн фунтов. Общий итог продаж составил 10,279 млн фунтов. Благодаря таким результатам MacDougalls вошел в тройку лидеров аукционных домов, продающих русское искусство.