Ведущей темой специальной выставки Антикварного салона стал русский авангард периода Первой мировой войны. Фото пресс-службы салона
В Москве свою работу заканчивает XXXVI весенний Антикварный салон. В этот раз открытию предшествовала торжественная часть – Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД), под эгидой которой проходят Антикварные салоны, отмечала свое десятилетие. А большинство галерей центральной зоны как раз входит в ее состав.
Мартовский Антикварный салон можно сравнить с девушкой, которая каждую весну спешит избавиться от лишних килограммов, – так и салон заметно похудел, остался без нескольких своих постоянных участников. Сделано это в планах экономии или в ожидании осеннего экспонирования – вопрос в каждом случае открытый.
В числе заметных ушедших галерей центральной зоны второго этажа – «Мастера» (живопись XIX–XX веков), «Русская усадьба» (мебель и декоративно-прикладное искусство XVIII – начала XIX века), «Старые мастера» (европейская живопись), не приехал и петербургский «Ренессанс» (живопись и декоративно-прикладное искусство XVIII–XIX веков).
В какой-то степени такие перемены пошли пространству салона на пользу – место отсутствующих заняли новые участники, а некоторые галереи повысили свой класс – спустились с почти «блошиного рынка» третьего этажа или поднялись с первого. Лучше всего себя чувствует вездесущая бижутерия, ювелирка средней ценовой категории, стенды с винтажными украшениями, словно лианы, оплетают салон, постепенно заменяя собой подлинный антиквариат.
Из нового – появилось несколько стендов под общим условным названием «Частная коллекция», притом их количество достаточно ощутимо, и это создает понятную путаницу. В каждом случае – под кодовым именем скрывается антикварный дилер, чаще всего и не один, который таким вот образом решил продемонстрировать, что есть у них в наличии.
Редко появляющийся на антикварном рынке Федор Рокотов с хрестоматийным «Портретом неизвестной с зелеными лентами» значится в одной из «Частных коллекций». Опубликованная в монографии о художнике и признанная специалистами работа имеет хороший провенанс – происходит из коллекции историка искусства, переводчика Александра Габричевского. Под полотном на стене висит желтый кружок – теперь таким образом на салоне означают... нет, не проданную вещь, а самую важную на стенде работу. Так, порадовали огромными ампирными книжными шкафами с военной атрибутикой «Антикварная галерея А.Э. Лелянова», «Элизиум» – фантастическим «Фейерверком» Павла Челищева и работой Давида Бурлюка «Воспоминания о детстве», «Веллум» – произведениями Николая Рябушинского – знаменитого издателя журнала «Золотое руно» и художника-дилетанта.
Некоторые галереи решили ориентироваться
на западноевропейские интерьерные вещи XIX века. |
Особое место на Антикварном салоне занимает некоммерческая выставка. На этот раз ведущей темой стал русский авангард периода Первой мировой войны. Представлено 22 лубочных плаката, среди которых – 12 работ Казимира Малевича, альбомы Ольги Розановой и Алексея Крученых («Вселенская война») и самой дорогой русской художницы Наталии Гончаровой («Мистические образы войны», 1914 год).
Авангард стал ведущей темой и на многих стендах уже непосредственно антикваров – с образцами агитационных тканей различных мануфактур и фабрик (дирижабли фланируют по небу, самолеты собираются в узоры) выступил стенд «Два века», здесь же – шахматы (красные против буржуазии) знаменитой фарфористки Натальи Данько.
Антикварный салон часто упрекают, что он не меняется: из года в год одни и те же экспонаты можно обнаружить на стендах галерей. Даже замечающие журналистов антиквары грустно говорили, что смысла о них писать нет, многие вещи побывали уже на нескольких салонах. Подобный пессимистический настрой стал появляться после 2008 кризисного года.
Исторически сложилось, что салон, несмотря на то что курирующая его федерация дилеров имеет приставку «международный», ориентируется прежде всего на внутренний рынок. За первыми именами мирового искусства логично едут в Европу. А русское искусство, если не считать иконопись, моложе европейского, поэтому ждать новых художественных откровений было бы странно. Хорошо, что антиквары и галеристы вообще находят вещи «отечественного производства» достойного качества и выставляют их, а не продают тихо без лишней рекламы.