Первоклассные работы старых мастеров сделали аукционный дом Sotheby’s лидером в этом сегменте рынка. Фото с сайта Sothebys.com
В Лондоне завершилась неделя «Старых мастеров», работы которых антикварные дома традиционно выставляют на торги в июле и в декабре.
Первым свои торги провел аукционный дом Christie's. В его арсенале была работа французского художника-пейзажиста Клода Лоррена «Средиземноморский порт на восходе солнца и погрузка святой Паулы на корабль перед отплытием в Иерусалим» (эстимейт 3–5 млн ф.ст.). В 1650 году эту картину художнику заказал римский кардинал Доменико Чеччини. Лоррен был успешно продан, и Christie's установил новый рекорд стоимости работ художника, однако цена достигла только верхней планки эстимейта, не превысив его, то есть все осталось в рамках ожидаемых результатов. «Рембрандт и его школа» – так был обозначен в каталоге портрет мужчины с мечом, который ушел за 2,5 млн ф.ст.
Питер Брейгель Младший был представлен хрестоматийной «Ловушкой для птиц» – одним из самых популярных сюжетов в европейском искусстве: зимний пейзаж, наполненный маленькими проворными фигурами, которые катаются на коньках по замерзшей реке и играют в керлинг. Несмотря на периодически возникающие споры о том, принадлежит ли эта работа кому-то из плодовитой династии Брейгелей или же здесь поучаствовал посторонний художник, Christie’s за авторство «Ловушки для птиц» Брейгеля Младшего ручался – и итог продажи 1,3 млн ф.ст.
Основным топ-лотом аукциона Bonhams «Живопись старых мастеров» стала работа Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Купидон, крадущие мед». С начала XX века картина находилась в частной коллекции и считалась произведением неизвестного мастера, поэтому особого внимания на нее не обращали, реставраций и чисток не проводили. Недавно специалисты Bonhams и европейские эксперты сумели обнаружить подпись художника в виде крылатого змея, дату «1537» и атрибутировали работу как принадлежащую кисти Лукаса Кранаха Старшего. При ориентировочной стоимости в 1,5–2 млн ф.ст. работа в итоге обрела нового хозяина за 2,2 млн ф.ст.
Жан-Оноре Фрагонар. Портрет Франсуа
Анри д'Аркура. Фото с сайта Bonhams |
Мифологическая сцена, изображающая Вакха и Ариадну работы итальянского художника эпохи барокко Бенедетто Лути, стала вторым топ-лотом торгов, уйдя за 194,5 тыс. ф.ст., а прекрасный натюрморт мастера XVII века Исаака Соро (эстимейт 400–600 тыс. ф.ст.) остался непроданным.
6 декабря Bonhams в рамках продажи собрания, которое немецкий меценат доктор Густав Рау завещал на благотворительность, выставили «Портрет Франсуа Анри д'Аркура» Жана-Оноре Фрагонара. Редкое для арт-рынка полотно установило новый ценовой рекорд на Фрагонара – портрет ушел за 17 млн ф.ст., побив свое предыдущее достижение – 5,3 млн ф.ст. (в 1999 году). Кстати, 17 млн фунтов стали самой высокой ценой, заплаченной за работу старых мастеров на аукционах этого года. Всего благотворительный аукцион собрал более 19 млн фунтов, и все средства, согласно воле покойного, уйдут немецкому отделению UNICEF, помогающему детям.
Sotheby's для своих торгов отобрал 49 первоклассных лотов. В качестве топ-лотов аукционный дом заявил две картины Каналетто с видами Венеции: мостом Риальто и площадью Сан-Марко. Происхождение работ четко прослеживается с XVIII века. Сначала они находились в коллекции банкира Джона Фернелла Таффена, XIX век полотна провели в поместье Мадресфилд у Уильяма Лайгона, второго графа Бошампа. В 1939 году владельцы были вынуждены продать коллекцию, и до 1997 года эти произведения Каналетто часто меняли владельцев, пока в итоге не перешли к банку HSBC. Произведения продавались в паре и ушли, немного превысив нижнюю планку эстимейта, за 9,6 млн ф.ст.
Данте Габриэль Россетти. Рождественская
песнь. Фото с сайта Sotheby’s |
Другими интересными лотами аукциона были работы отца и сына Кранахов. Изящная «Лукреция» Лукаса Кранаха Старшего при оценке 300–500 тыс. ф.ст. была продана за 1,22 млн ф.ст. Написанная в 1525–1527 годах, картина ранее принадлежала известному русскому коллекционеру графу Григорию Строганову. «Распятие» (эстимейт 300–500 тыс. ф.ст.) и «Мадонна с младенцем и виноградной гроздью» (800–1,2 млн ф.ст.) кисти Лукаса Кранаха Младшего ушли за 962 тыс. и 362 тыс. ф.ст. соответственно.
Одной из самых значительных продаж стоит назвать «Портрет джентльмена» Питера Пауля Рубенса (3,2 млн ф.ст.), написанный в 1628–1629 годах в Мадриде, когда художник работал там по приглашению короля Филиппа IV Габсбурга.
Другой «Портрет джентльмена» работы блистательного Франса Халса из коллекции графа Браницкого немного не дошел до 3 млн фунтов, остановившись на 2 млн 994 тыс. ф.ст.
Из картин прерафаэлитов, которые осенью показывали в Москве на предаукционной выставке, продалась только одна, зато сразу установив рекорд. Уильям Холмент Хант с работой «Тосканская девочка», где маленькая крестьянка поет песни белому голубю, оказался невостребованным. Покупателям больше по душе пришелся Данте Габриэль Россетти, на картине которого («Рождественская песнь», продана за 4,6 млн ф.ст.) изображена томная девушка в богатых одеяниях – характерный женский тип в творчестве Россетти.
Общая выручка у Sotheby’s – 33,5 млн ф.ст., Christie’s – 22 млн ф.ст., Bonhams – 22 млн ф.ст. (включая торги для UNICEF). О чем говорят эти результаты?
Цены на полотна старых мастеров, художников, чьи работы составляют основу коллекций большинства классических музеев, сегодня не могут сравниться с рекордами на торгах «Импрессионистов и модернистов», где выручка от одной только продажи работы Фрэнсиса Бэкона составляет 142 млн долл. Но вполне вероятно, что такой успех современного искусства может сойти на нет, как это произошло с работами Дэмиана Херста. Искусство же старых мастеров прибавляет в цене постепенно, осторожно, но оно проверено временем. Рубенс и Фрагонар востребованы будут всегда, другое дело, не зададутся ли потомки вопросом: почему работы Бэкона ценились так высоко?