Мраморная сова из галереи Vieux Paris раньше украшала дворец шейха.
В Москве завершился VII Московский международный салон изящных искусств. Во всем мире ярмарки искусства и антиквариата – важное культурное событие в жизни мегаполиса. Они пользуются успехом, привлекают туристов и негласно свидетельствуют о финансовом благополучии избранного города.
Первый салон изящных искусств прошел в Москве в 2004 году в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке и стал настоящим откровением. Еще бы! Впервые такое большое количество известных во всем мире галерей привезли столь впечатляющее разнообразие прекрасных западноевропейских и восточных образцов искусства. Посетители приходили тысячами, на входе стояла очередь. В 2005 году салон переехал в «Манеж», интерес к нему по-прежнему не ослабевал.
Случившийся в 2008 году кризис сделал проведение салона в 2009 году задачей финансово не выполнимой.
В 2012-м салон решено было восстановить под руководством Амори Шоме, президента Expo plus. Манеж сменился Экспоцентром на Пресне, ведь это еще и таможенная зона, где предметы искусства, представленные на салоне на условиях временного ввоза-вывоза, не облагаются пошлиной, что позволяло значительно сэкономить.
Вновь избрав в качестве выставочной площадки тот же Экспоцентр, устроители в этом году сумели справиться со многими техническими трудностями, вызвавшими немало нареканий в прошлый раз. К открытию салона экспонаты были расставлены по своим местам, свет горел, а рабочие в спешке не довинчивали и не докрашивали стены и двери. Значительно расширилась и зона гардероба, где бодрые представители южных республик бывшего СССР с бейджиками типа «Нурик» активно работали на прием и выдачу одежды.
Полмиллиарда долларов общей стоимости всех произведений и заявленное соотношение участников 50 западных и 10 российских галерей. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что не все так однозначно.
Вокруг центра павильона – своеобразной конструкции, напоминающей противотанкового ежа, поддерживающего потолок, – сгруппировались следующие экспоненты.
Прежде всего это самые сильные российские галереи – непременные участники и костяк другого антикварного салона, в ЦДХ. Если раньше их было немного, то сейчас, часто объединяясь и дополняя друг друга, как это сделали «Элизиум» (русская живопись первой трети ХХ века, в том числе работа Владимира Баранова-Россине «Лодки») и Transatlantique (мебель эпохи ар-деко), «Три века» (русская мебель эпохи ампира) и Maricevic Fine Art &Antiques (русское искусство XIX–XX веков, Александр Богомазов. «Портрет жены»), стали активными экспонентами.
Картины Тамары Лемпики (в центре) собирают
голливудские звезды, не меньший интерес автор вызывает и у отечественных коллекционеров. Фото автора |
Хорошо известный аукционный дом «Кабинет» вообще использовал выставочное пространство по-своему, сделав предаукционную выставку будущих аукционов и показав их топ-лоты. Петербургская галерея Suslov Fine Art, ни с кем не сливаясь, порадовала работой Михаила Нестерова «Лель» 1927 года и небольшим произведением Василия Поленова «На Тивериадском озере».
Однако появились галереи, замысловатые иностранные названия которых посетители услышали впервые, – Kunstberatung Zurich. Их широко представленный ассортимент произведений русского искусства от икон из Оружейной палаты до модерновой работы Петрова-Водкина, пышнотелых купальщиц Виталия Тихова и раннего, фигуративного Кандинского позже объяснился наличием у галереи русского владельца. Им оказался Адриан Мельников, хозяин галереи «Академия художеств». Однако надо отдать должное, русская тема была значительно разбавлена работами старых голландских (Франс Франкен «Аллегория искусств») и немецких мастеров (школа Лукаса Кранаха «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»), графикой Сальвадора Дали с кошечками и крылатой елкой.
Женевская галерея de Bartha – тоже из «наших» – представила работы одного из членов братства прерафаэлитов Данте Габриэля Россетти («Медовый месяц короля Рене», 1864), классика ар-деко Тамару Лемпику («В опере», 1941) и русское серебро.
Третьи участники салона – подлинные зарубежные экспоненты и, возможно, самые интересные. Их на поверку было не так и много. Галерея De Jonckheere, радовавшая публику отличными малыми голландцами в прошлом году, не приехала. Поэтому по части имен старых мастеров лидерство захватила Maison d'Art с экспозицией картин итальянских мастеров XVII века во главе с Орацио Джентилески и его полотно «Мария Магдалена» 1621 года написания. Изысканную мебель эпохи Людовика XV представила галерея Aveline, мебель XIX – Chadelaud и Marc Maison.
Галереи, работающие с современным искусством, привезли все имена из серии «на слуху». Шелкография Уорхола – «Мао» 1972 года в галерее Rudolf Budja, обезьяны Бэнкси «А теперь смешно. Дверь А» 2002 года (The Georges Gallery), Дэмиена Херста «За любовь Господа» 2012 года и его же «Красивую туманность (с жуками на лобовом стекле)».
В общем, высокий уровень отечественных галерей не может не радовать, но, чтобы международный салон полностью оправдал прилагательное «международный» хочется надеяться, что в следующем году добавятся сильные иностранные участники.