Неделя после ноябрьских праздников оказалась богатой на предаукционные выставки. Первым, во вторник в Центре изящных искусств на Волхонке, в роскошных «подземельях» рядом с храмом Христа Спасителя свою коллекцию показал новый аукционный дом «Антиквариум». На предстоящие торги под названием «Шедевры русского книгопечатания» он выставляет антикварные книги из старого московского собрания, история которого насчитывает более 40 лет. С 9 по 15 ноября посетители могут увидеть как «ненаходимые» библиографические редкости, так и оценить великолепную работу граверов, печатников и переплетчиков – издания XVI–ХХ веков, представленные на выставке сами по себе являются произведениями искусства. Кроме раритетов, оцененных в сотни тысяч долларов, очень интересен раздел прижизненных изданий, в котором выделяются первая книга Льва Толстого «Военные рассказы» (8–12 тыс. долл.) и его эпопея «Война и мир» (12–18 тыс. долл.); книга стихотворений легендарного гусара и поэта Дениса Давыдова (3,5–5 тыс. долл.), а также богато иллюстрированное издание басен Крылова (8–12 тыс. долл.). В коллекции – редкие публикации, связанные с историей как двух столиц, так и регионов России (Кавказ, Малороссия, Средняя Азия).
В среду свои выставки открыли британцы – аукционные дома Christie’s и MacDougall’s. С 8 по 10 ноября аукционный дом Christie’s представляет смешанную экспозицию. В доме-музее Муравьева-Апостола на Старой Басманной произведения русских художников соседствуют с работами европейских «старых мастеров». Дореволюционные «Купальщицы» Ильи Машкова в стиле неопримитивизм оценены в 600–800 тыс. фунтов, а очаровательный портрет детей художника Константина Маковского стоит несколько дешевле – 250–300 тыс. фунтов.
Наследие династии фламандских живописцев Брейгелей представлено «Ловушкой для птиц» Питера Брейгеля Младшего и «Искушением святого Антония» кисти Яна Брейгеля Старшего, где демоны всеми способами пытаются заставить святого отказаться от веры в Христа. В Москву привезли и шедевр Лукаса Кранаха Старшего «Закон и благодать», созданный художником, вероятно, по совету Мартина Лютера, а также часослов Ротшильда – иллюминированный манускрипт эпохи Возрождения с внушительной оценкой в 12–18 млн долл.
Сборник «Символы и эмблемата»
был напечатан по указу Петра I. Сейчас это – библиографическая редкость. Фото пресс-службы аукционного дома «Антиквариум» |
На выставке MacDougall’s под названием «Мир глазами русских художников», которая 9–10 ноября пройдет в представительстве аукционного дома в Ермолаевском переулке, сосредоточено более 20 работ крупнейших русских мастеров конца XIX – середины XX века, в том числе Алексея Саврасова, Константина Маковского, Исаака Бродского, Константина Сомова, Аркадия Пластова, Константина Юона.
Главное полотно – символическая картина ученика Петрова-Водкина – Леонида Чупятова «Ангелы». По выражению Василия Кандинского, в ней «киноварь звучит подобно трубе» и кажется воплощением апокалиптических пророчеств Серафима Саровского о судьбе России (эстимейт 800–1600 тыс. фунтов). Картина Николая Рериха «Дзонг вечером» (эстимейт 60–90 тыс. фунтов) – другая грань русской религиозной философии и наглядное свидетельство о пребывании художника в Лхасе – священной столице Тибета. Экспрессивное, напоенное солнцем и морским ветром полотно Льва Бакста «Купальщики на Лидо» (500–700 тыс. фунтов) происходит из коллекции племянницы художника. В фигурах отдыхающих можно опознать Сергея Дягилева и Вацлава Нижинского, запечатленных во время их совместной поездки в Венецию.
И наконец, в четверг, завершая парад аукционных шедевров, в резиденции посла Великобритании аукционный дом Bonhams устроил закрытый показ своей коллекции, продемонстрировав подборку работ русских мастеров, среди которых особое внимание привлекли полотна Николая Рериха «Канченджанга» и «Венец мира».