Икона Вход в Иерусалим. 1692. Мастер Николай Соломонов.
Фото из каталога аукционного дома
«Дом антикварной книги в Никитском» провел два аукциона, первый - собранный в короткие сроки, посвящен 400-летию дома Романовых. Второй, под названием «Весь Пушкин», состоял из почти всех прижизненных изданий поэта и одного посмертного, вышедшего после роковой дуэли. Время правления Романовых – вот связующее звено - поэтому вполне справедливо для эпиграфа организаторы перефразировали слова Николая Карамзина – «Искусство принадлежит царю».
Из вещей, действительно когда-то принадлежавших царской семье и их современникам, на аукционе было представлено чуть менее 500 лотов, которые оценили в 400 млн. руб. Помимо книг, указов, коронационных альбомов от Александра III до Николая II – выставляли бюсты и картины, предметы быта. Например, серебряное ведро для шампанского – позолоченное, с двумя слоновьими головами по бокам, изготовленное фирмой Хлебникова (эстимейт – 1 млн. 800 тыс. руб.). Другой предмет, носящий клеймо выполнившего заказ заведения, - камергерская придворная треуголка. Головной убор начала XX века сшит в мастерской Живаго, изготавливавшей мундиры и ордена с 1822 года.
Один из интересных сегментов аукциона – древнерусская живопись XVII-XVIII и русские иконы XIX-XX веков. В разделе выделялись царские врата (створки с фрагментами живописи), иконы «Богоматерь Печерская с предстоящими» и «Вход в Иерусалим». Последняя была продана по начальной цене – за 2 млн. руб. Эта икона Николая Соломонова, мастера Оружейной палаты, прошла незначительную реставрацию. Интересен был и напрестольный крест, подаренный Николаю II Первым кубанским Казачьим полков в 1913 году. На оборотной стороне серебряного креста, надпись, свидетельствующая, что это подарок в молитвенную память к 300-летию царствования дома Романовых. При ожидаемой цене в 8-9 млн. руб. крест не нашел нового владельца.
Предаукционная выставка давала четкое представление о том, что покупали для библиотеки, а чем пытались поразить соседей и светский круг. В экспозиции были представлены бюсты императоров - Александра I, Александра III и Николая II, что довольно редкое явление для аукциона. Все три – из разного материала: керамика, медный сплав и глушеное молочное стекло соответственно. В «пушкинской коллекции», к слову, тоже был представлен бюст Александра I, выполненный Бертелем Торвальдсеном из мрамора. Материал и популярность среди современников (по свидетельству почт-директора Булгакова этот бюст часто копировали) сказались на цене: эстимейт лота превысил суммарную стоимость трех выше названных - 40 тысяч долларов, за которые он и был продан.
«Весь Пушкин» мог бы быть частью первого аукциона, но поэта и его современников выставили отдельно. Тут и последнее прижизненное издание «Евгения Онегина» (тираж 5 тысяч экземпляров, каждая книга обошлась бы любителю книг того времени в пять рублей), и многочисленные издания «Бориса Годунова» с иллюстрациями Василия Шухаева и Бориса Зворыкина.
Как бы ни хотели коллекционеры заполучить рукопись с автографом самого Пушкина, увы, нигде такую редкость не встретишь – подобные экземпляры если и продают, то без лишнего шума. Зато помимо пушкинских изданий на аукционе были представлены салонные альбомы с посвящениями и копиями оригинальных гравюр, и басни Крылова и собрание сочинений Михаила Лермонтова (6 томов, 1914-1915 года). Самая же богатая история – у тридцать четвертого тома журнала «Телескоп», который для многих стал роковым: за публикацию «Философических писем» издателя Николая Надеждина сослали, а Петра Чаадаева объявили сумасшедшим. Из большей части тиража 1836 года «Письма» вырезали, но на аукционе представлен экземпляр с сохранившимся текстом. С Пушкиным этот том связывают два памфлета, направленные против Булгарина, которые поэт написал под псевдонимом Феофилакт Косичкин.
Ушедшие с молотка предметы из собрания «В память 400-летия дома Романовых» по стоимости превысили суммарный эстимейт коллекции на полтора миллиона рублей. Более скромное собрание «Всего Пушкина» выручило в два раза больше. Из артефактов великого русского поэта самым востребованным оказалось собрание стихотворений в четырех томах, 1829-1835 годов, проданные по высшему эстимейту – за 350 тысяч долларов. Среди наследия Романовых самым дорогим оказались «Виды села Влахернского», принадлежавшего князю Голицыну. При предварительной стоимости в два миллиона рублей, лот был продан за три миллиона.