0
1820
Газета Антиквариат Интернет-версия

27.04.2012 00:00:00

Ставка на классику

Тэги: аукцион, выставка


аукцион, выставка Глава представительства Sotheby's в России Михаил Каменский не исключает, что Брейгель может уйти к российскому покупателю.
Фото РИА Новости

В Москве провели свои предаукционные выставки аукционные дома MacDougall's и Sotheby's (его выставку можно посмотреть еще сегодня). Оба дома сосредоточили свое внимание на предстоящих русских торгах, которые пройдут в Лондоне в конце мая. Более ранние в этом году сроки проведения традиционной русской недели (предварительные показы стартуют 25 мая, торги – 27 мая) связаны отчасти с подготовкой Лондона к Олимпийским играм, отчасти с некоторыми изменениями в календаре аукционных домов, прежде всего Sotheby's. Как пояснили представители дома, в следующем году торги скорее всего вернутся в свой обычный график и будут проводиться, как всегда, в первой половине июня.

Кстати, у Sotheby's это не единственные перемены. Так, директор отдела русского искусства Джо Виккери рассказала о том, что русская живопись будет теперь продаваться только в Лондоне. Русский отдел в Нью-Йорке все найденные в Америке полотна будет передавать британским коллегам, а сам займется лишь аукционами декоративно-прикладного искусства. Дело в том, что спрос на русские предметы в США достаточно высок – его покупают не только русские, а вот за национальной живописью русские дилеры и коллекционеры предпочитают все-таки летать в Лондон. Что поделать, такой уж русский характер – Лондон стал не только местом покупок, но и веселой профессиональной тусовки. Да и к тому же лететь поближе. Так что решение оправданно, тем более что, как показывает статистика аукционного дома, этот раздел практически оправился от кризиса и в прошлом году рост на русское искусство составил 16%. Как пояснила Викери, вещей на рынке стало меньше, но цены на них выше, и многие покупатели рассматривают искусство как альтернативное вложение.

По оценкам экспертов дома, сегодня в моде снова классическая русская живопись XIX века. Об этом говорят не только результаты осенних русских торгов, но и рекорд буквально этой недели. В том же Лондоне на аукционе Sotheby's, посвященном искусству Востока, за 3,2 млн. фунтов было продано полотно Ивана Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» (эстимейт 1,2–1,8 млн. фунтов).

Предыдущий рекорд на живопись русского мариниста был установлен в 2007 году на торгах конкурента Sotheby's дома Christie’s – тогда полотно «Корабль у скал Гибралтара» было продано за 2,7 млн. фунтов.

Тем не менее на свой показ Sotheby's привез всего несколько работ XIX века, типичные, но не лучшие. Это крымский, но сухопутный и довольно скромный пейзаж того же Айвазовского (эстимейт 200–300 тыс. фунтов), венецианский вид Боголюбова (250–450 тыс. фунтов) и портрет балканского партизана (полотно называется «На посту» и посвящено войне 1870-х годов) Василия Поленова (400–600 тыс. фунтов) и крошечный эскиз к проданному с шумом и помпой на аукционе Christie’s «Парижскому кафе» Ильи Репина (70–90 тыс. фунтов). Все остальное – век ХХ, и если не считать классического по манере, хоть и написанного в 1918 году «Базарного дня в Плесе» Александра Маковского (кстати, на удивление яркого и залаченного, может быть, так сильно отреставрированного, но вопросы вызвавшего), то остальное отражает инновационные поиски столетия. Есть здесь и самая дорогая русская художница Наталья Гончарова – ее натюрморт «Колокольчики» оценен в 3–4 млн. фунтов, это самый дорогой лот вечерних русских торгов. Эта работа уже была на торгах этого же дома в 2007 году и была тогда продана за 3 млн. фунтов.

Есть почти абстрактные «Купальщицы» Ларионова (300–500 тыс. фунтов), которые художник подарил итальянскому поэту-футуристу Карло Беллони, есть ранний, еще очень стильный натюрморт Кончаловского (300–500 тыс. фунтов), портрет маленького Фрэнка Голдсмита кисти Бориса Григорьева, написанный в эмиграции, но с ностальгическим русским пейзажем позади фигуры ребенка (250–350 тыс. фунтов), странноватый портрет Шаляпина киста Анисфельда (300–400 тыс. фунтов), пейзаж Сарьяна (300–500 тыс. фунтов). Но самое интересное даже не это, а то, что наряду с русским искусством приехали два огромных полотна Брейгеля Младшего, которые будут проданы в июле. Говорят, русские популяризированного Брейгеля любят. И аукционный дом рассчитывает, что любовь эта материализуется в выгодные покупки, несмотря на цены: за «Вавилонскую башню» просят 2–3 млн. фунтов, за «Проповедь Иоанна Крестителя» – 1–1,5 млн. Так что авангард авангардом, а ставка действительно делается на проверенное старое искусство.


Екатерина Макдугалл представила полотно Ивана Айвазовского, а "Купальщицы" Александра Яковлева, похоже, уже нашли своих ценителей.
Фото пресс-службы MacDougall's

Отчасти это относится и к дому MacDougall's – главный лот их предаукционной выставки все тот же Айвазовский. «Вид Венеции» 1851 года не богат на кракелюр, чем вызывает удивление, но оценен в 950 тыс.–2 млн. фунтов.

Впрочем, в случае с выставкой MacDougall's удивление вызывает не только это. В свете последних московских событий аукционный дом выбрал для своей экспозиции время и место более чем странное. Выставку устроили в арт-центре на Волхонке прямо под храмом Христа Спасителя. Открыли ее в понедельник – учитывая стояния, которые были здесь ровно накануне, и публикации в СМИ, критикующие «торговцев в храме», аукционный дом явно рисковал быть непонятым. И на открытии хватало шуток об обнаженных в храме – аукционный дом привез пару ню редкого на рынке Игнатия Нивинского (150–200 тыс. и 260–400 тыс. фунтов) и «Купальщиц» Александра Яковлева (750–900 тыс. фунтов), уже выставлявшихся на торги. Улыбались и при виде «Натюрморта с иконой и цветочным горшком» Алексея Явленского (350–500 тыс. фунтов) – мол, а что, если зашедшим по пути из храма ревнителям истинной веры не понравится авангардная манера художника, а тут все ж таки святыня.


"Колокольчики" Натальи Гончаровой – один из самых дорогих лотов на выставке Sotheby's.
Фото автора

Однако шутки шутками, но главное, чтобы они не касались качества самого искусства. А на московской выставке было достаточное разнообразие, хотя лучшие работы, похоже, уехали в Киев, где дом также проводит выставку, считая Украину приоритетным направлением. Туда отправилось 27 работ, и набор имен говорит о многом: Гончарова, Экстер, Ларионов, Пименов, Фальк, Сапунов, Штеренберг, большое полотно Серебряковой (900 тыс.–1,2 млн. фунтов), а главной работой этой выставки стал натюрморт с яблоками Кузьмы Петрова-Водкина, оцененный в 2–3 млн. фунтов и вынесенный на обложку каталога торгов.

В Москве набор поскромнее – кроме упомянутых хочется отметить крошечный, зато типичный лист из серии «Медитации» Явленского, «Портрет крестьянки» Бориса Григорьева из серии «Лики России» (300–500 тыс. фунтов), «Иллюминация Кремля» Исаака Левитана (400–600 тыс. фунтов). А также небольшая работа Рериха с изображением так называемого Красного Креста культуры, символа Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который разрабатывал художник. Несмотря на размер листа (15 на 23 см), он оценен в 300–500 тыс. фунтов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
791
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2549
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1729
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1346

Другие новости