Глава представительства Sotheby's в России Михаил Каменский не исключает, что Брейгель может уйти к российскому покупателю.
Фото РИА Новости
В Москве провели свои предаукционные выставки аукционные дома MacDougall's и Sotheby's (его выставку можно посмотреть еще сегодня). Оба дома сосредоточили свое внимание на предстоящих русских торгах, которые пройдут в Лондоне в конце мая. Более ранние в этом году сроки проведения традиционной русской недели (предварительные показы стартуют 25 мая, торги – 27 мая) связаны отчасти с подготовкой Лондона к Олимпийским играм, отчасти с некоторыми изменениями в календаре аукционных домов, прежде всего Sotheby's. Как пояснили представители дома, в следующем году торги скорее всего вернутся в свой обычный график и будут проводиться, как всегда, в первой половине июня.
Кстати, у Sotheby's это не единственные перемены. Так, директор отдела русского искусства Джо Виккери рассказала о том, что русская живопись будет теперь продаваться только в Лондоне. Русский отдел в Нью-Йорке все найденные в Америке полотна будет передавать британским коллегам, а сам займется лишь аукционами декоративно-прикладного искусства. Дело в том, что спрос на русские предметы в США достаточно высок – его покупают не только русские, а вот за национальной живописью русские дилеры и коллекционеры предпочитают все-таки летать в Лондон. Что поделать, такой уж русский характер – Лондон стал не только местом покупок, но и веселой профессиональной тусовки. Да и к тому же лететь поближе. Так что решение оправданно, тем более что, как показывает статистика аукционного дома, этот раздел практически оправился от кризиса и в прошлом году рост на русское искусство составил 16%. Как пояснила Викери, вещей на рынке стало меньше, но цены на них выше, и многие покупатели рассматривают искусство как альтернативное вложение.
По оценкам экспертов дома, сегодня в моде снова классическая русская живопись XIX века. Об этом говорят не только результаты осенних русских торгов, но и рекорд буквально этой недели. В том же Лондоне на аукционе Sotheby's, посвященном искусству Востока, за 3,2 млн. фунтов было продано полотно Ивана Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» (эстимейт 1,2–1,8 млн. фунтов).
Предыдущий рекорд на живопись русского мариниста был установлен в 2007 году на торгах конкурента Sotheby's дома Christie’s – тогда полотно «Корабль у скал Гибралтара» было продано за 2,7 млн. фунтов.
Тем не менее на свой показ Sotheby's привез всего несколько работ XIX века, типичные, но не лучшие. Это крымский, но сухопутный и довольно скромный пейзаж того же Айвазовского (эстимейт 200–300 тыс. фунтов), венецианский вид Боголюбова (250–450 тыс. фунтов) и портрет балканского партизана (полотно называется «На посту» и посвящено войне 1870-х годов) Василия Поленова (400–600 тыс. фунтов) и крошечный эскиз к проданному с шумом и помпой на аукционе Christie’s «Парижскому кафе» Ильи Репина (70–90 тыс. фунтов). Все остальное – век ХХ, и если не считать классического по манере, хоть и написанного в 1918 году «Базарного дня в Плесе» Александра Маковского (кстати, на удивление яркого и залаченного, может быть, так сильно отреставрированного, но вопросы вызвавшего), то остальное отражает инновационные поиски столетия. Есть здесь и самая дорогая русская художница Наталья Гончарова – ее натюрморт «Колокольчики» оценен в 3–4 млн. фунтов, это самый дорогой лот вечерних русских торгов. Эта работа уже была на торгах этого же дома в 2007 году и была тогда продана за 3 млн. фунтов.
Есть почти абстрактные «Купальщицы» Ларионова (300–500 тыс. фунтов), которые художник подарил итальянскому поэту-футуристу Карло Беллони, есть ранний, еще очень стильный натюрморт Кончаловского (300–500 тыс. фунтов), портрет маленького Фрэнка Голдсмита кисти Бориса Григорьева, написанный в эмиграции, но с ностальгическим русским пейзажем позади фигуры ребенка (250–350 тыс. фунтов), странноватый портрет Шаляпина киста Анисфельда (300–400 тыс. фунтов), пейзаж Сарьяна (300–500 тыс. фунтов). Но самое интересное даже не это, а то, что наряду с русским искусством приехали два огромных полотна Брейгеля Младшего, которые будут проданы в июле. Говорят, русские популяризированного Брейгеля любят. И аукционный дом рассчитывает, что любовь эта материализуется в выгодные покупки, несмотря на цены: за «Вавилонскую башню» просят 2–3 млн. фунтов, за «Проповедь Иоанна Крестителя» – 1–1,5 млн. Так что авангард авангардом, а ставка действительно делается на проверенное старое искусство.
Екатерина Макдугалл представила полотно Ивана Айвазовского, а "Купальщицы" Александра Яковлева, похоже, уже нашли своих ценителей. Фото пресс-службы MacDougall's |
Отчасти это относится и к дому MacDougall's – главный лот их предаукционной выставки все тот же Айвазовский. «Вид Венеции» 1851 года не богат на кракелюр, чем вызывает удивление, но оценен в 950 тыс.–2 млн. фунтов.
Впрочем, в случае с выставкой MacDougall's удивление вызывает не только это. В свете последних московских событий аукционный дом выбрал для своей экспозиции время и место более чем странное. Выставку устроили в арт-центре на Волхонке прямо под храмом Христа Спасителя. Открыли ее в понедельник – учитывая стояния, которые были здесь ровно накануне, и публикации в СМИ, критикующие «торговцев в храме», аукционный дом явно рисковал быть непонятым. И на открытии хватало шуток об обнаженных в храме – аукционный дом привез пару ню редкого на рынке Игнатия Нивинского (150–200 тыс. и 260–400 тыс. фунтов) и «Купальщиц» Александра Яковлева (750–900 тыс. фунтов), уже выставлявшихся на торги. Улыбались и при виде «Натюрморта с иконой и цветочным горшком» Алексея Явленского (350–500 тыс. фунтов) – мол, а что, если зашедшим по пути из храма ревнителям истинной веры не понравится авангардная манера художника, а тут все ж таки святыня.
"Колокольчики" Натальи Гончаровой – один из самых дорогих лотов на выставке Sotheby's. Фото автора |
Однако шутки шутками, но главное, чтобы они не касались качества самого искусства. А на московской выставке было достаточное разнообразие, хотя лучшие работы, похоже, уехали в Киев, где дом также проводит выставку, считая Украину приоритетным направлением. Туда отправилось 27 работ, и набор имен говорит о многом: Гончарова, Экстер, Ларионов, Пименов, Фальк, Сапунов, Штеренберг, большое полотно Серебряковой (900 тыс.–1,2 млн. фунтов), а главной работой этой выставки стал натюрморт с яблоками Кузьмы Петрова-Водкина, оцененный в 2–3 млн. фунтов и вынесенный на обложку каталога торгов.
В Москве набор поскромнее – кроме упомянутых хочется отметить крошечный, зато типичный лист из серии «Медитации» Явленского, «Портрет крестьянки» Бориса Григорьева из серии «Лики России» (300–500 тыс. фунтов), «Иллюминация Кремля» Исаака Левитана (400–600 тыс. фунтов). А также небольшая работа Рериха с изображением так называемого Красного Креста культуры, символа Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который разрабатывал художник. Несмотря на размер листа (15 на 23 см), он оценен в 300–500 тыс. фунтов.