Бельгийская принцесса Астрид (справа) и ее дочь принцесса Мария-Лаура на открытии BRAFA.
Фото с сайта BRAFA
«Изысканная, но недооцененная» – так охарактеризовала ярмарку BRAFA, которая проходила в Брюсселе с 21 по 29 января колумнист Financial Times Сьюзан Мур. «Достаточно камерная, со своей особой атмосферой, и при этом полная настоящих открытий», – добавляет к ее определению генеральный секретарь оргкомитета и владелец одной из галерей-участниц Кристиан Вруйр. «Очень качественная и по подбору галерей, и по уровню экспонатов, и по уровню посетителей, многие из которых – эксперты, знатоки в своей области», – подчеркивает другой участник, владелец лондонской галереи Mullany Николас Муллани. А арт-директор лондонской галереи Atkis Яна Кобелева уточняет: «Такой публики, как на BRAFA, нет нигде больше. Это настоящие коллекционеры, которые ищут и покупают вещи для себя, для своего дома, а не для инвестиций».
Все сказанное – совершенно справедливо. При том, что ярмарка проходит в Брюсселе уже в 57-й раз, в России, например, о ней мало кто слышал и еще меньше тех, кто был. Она явно находится в тени более массовых и более «гламурных» выставок в Париже, Базеле и близлежащем голландском Маастрихте. Но она и не стремится к, скажем так, дешевой популярности: не устраивает шоу, перформансов и публичных дискуссий, не приглашает на открытие свою королеву (правда, на открытии уже который год присутствует принцесса Астрид) или главу Европарламента, в ее залах не встретишь Наоми Кэмпбелл или Дашу Жукову. Зато она тщательно отбирает не только галереи (каждый год бывает в среднем процентов двадцать новых участников), но и экспонаты: два дня комиссия из чуть ли не ста человек скрупулезно изучает выставленные на стендах произведения и отклоняет те, которые оказались недостаточно хороши (чья подлинность, провенанс, уровень и т.д. вызывают хоть малейшие сомнения). Подобные проверки – обычная практика на ярмарках антиквариата, но, по мнению многих участников BRAFA, нигде нет таких разборчивых экспертов и такого процента «отбраковки», как в Брюсселе. В результате в выигрыше остаются посетители – те самые, которых галеристы называют экспертами и о которых отзываются крайне высоко. «У бельгийцев коллекционирование – в крови, они самые увлеченные коллекционеры среди европейцев, здесь каждый приличный человек что-нибудь, да собирает», – участники наперебой хвалят брюссельскую публику.
В этой связи неудивительно, что почти половина стендов принадлежит компаниям из Бельгии. Также присутствует большое количество французских галерей и отдельные британские, швейцарские, немецкие специалисты. Диапазон представленных произведений – широчайший: от древнеегипетских и античных древностей до работ ныне живущих художников, от ювелирных украшений до дизайнерских стульев ХХ века, от мебели в стиле Луи XIV до примитивных африканских божков, от старинных книг и дворцовых обоев до современных иллюстраций и комиксов. Такая широта взгляда – сознательный выбор организаторов. «Если какая-то новая галерея захочет принять участие, то мы скорее сделаем выбор в пользу самоваров из России, чем еще одного стенда с современной или классической живописью», – говорит Кристиан Вруйр.
Самоваров тут пока нет, зато есть русские иконы: владелец впервые участвовавшей мюнхенской галереи Brenske Стефан Бренске особенно гордился нарядной, необычно яркой «Богоматерью-Знамением» XVIII века. На других стендах были и Кандинский, и Сюрваж, и Шагал (его работу токийско-парижская галерея Tamеnaga продала в первый же день за не менее чем 700 тыс. евро). Из других громких художественных имен – Рубенс, Роден, Ренуар, Пикассо, Леже.
Особый ажиотаж вызывает примитивное африканское искусство: после того как в Париже открылся Музей Бранли, а среди интересующихся были замечены люди уровня Франсуа Миттерана, идолы и маски из Нигерии и Конго для франкоязычной публики стали абсолютным must have. В результате экспозиция, например, специализированной галереи Didier Claes (Брюссель) была за первые три-четыре дня работы ярмарки распродана почти целиком.
Бельгийская галерея Brenske выставляет русские иконы. |
Другой хитовый товар в Брюсселе – комиксы. Не брошюрки с черно-белыми картинками, как можно подумать, а сюжетные рисованные истории, совсем не обязательно ироничные или комичные.
Комиксы как художественный жанр здесь называют «девятым искусством». У него есть и свои мастера, и свои почитатели, есть свои фестивали и целый район в Брюсселе, где подобные картинки стали частью городского пространства. На BRAFA целых три галереи – 9e Art, Champaka и Petits Papiers – представили десятки рисунков, современных и архивных, и снискали огромный успех у публики: у последней галереи, например, больше половины выставленных работ Франсуа Авриля были помечены как проданные (комиксы по цене демократичны, как само это искусство: цены начинаются от 2,5–3 тыс. евро). Кстати, в России искусство комиксов тоже набирает популярность: среди их коллекционеров значатся Константин Эрнст и Алексей Венедиктов.
Комиксы – типично бельгийский вид коллекционирования. Фото с сайта BRAFA |
Была на этой коммерческой ярмарке и пара интереснейших некоммерческих проектов. Один представил Фонд короля Бодуэна, занимающийся сохранением национального бельгийского наследия и включающий около 7 тыс. произведений искусства. В честь своего 25-летия фонд представил несколько выдающихся предметов коллекции в отдельном зале. Особенно трогательной была сверкающая инсталляция из старинных погремушек – золотых и серебряных, с кораллами, горным хрусталем и слоновой костью, с бубенчиками, дудочками, фигурками животных. Второй проект был инициирован и показан антверпенской компанией Ronny van de Velde на своем стенде. Антиквары, которые работают и с современными произведениями, и с искусством ХХ века, и с еще более ранним, сами себя называют не галереей, а дилерами. Они прославились участием в подготовке музейных выставок, выпуском нескольких нестандартных изданий, посвященных отдельным художникам, а на BRAFA представили первую часть «Музея в масштабе». Это 30 комнат в масштабе 1:7, каждая из которых посвящена отдельному периоду в искусстве: символизму, сюрреализму, абстрактному искусству и т.д. – и выполнена одним из известных голландских художников. «Музей» будет пополняться, и через пару лет галеристы планируют выставить 120 миниатюрных «музейных залов» как цельную экспозицию. И эти две выставки внутри выставки, пожалуй, еще сильнее характеризуют BRAFA не как ярмарку тщеславия, выставку звезд, сенсаций и гламура, не как развлекательное и светское мероприятие, а как полезное и увлекательное занятие для серьезной публики.