0
1517
Газета Антиквариат Интернет-версия

18.03.2011 00:00:00

Параллели для неискушенных

Николай Сурков

Об авторе: Николай Сурков, Брюссель-Москва

Тэги: выставка, антиквариат, брюсель, bozar


выставка, антиквариат, брюсель, bozar Ван дер Вейден. Портрет Филиппа де Кроя.

Центральные улицы Брюсселя, Гента и Брюгге пестрят афишами выставки «Венецианские и фламандские мастера». Чтобы понять, что связывало на протяжении четырех веков художников из этих, казалось бы, непохожих и далеких друг от друга частей Европы, нужно заглянуть в брюссельский Центр изящных искусств BOZAR. Здесь объединили свои усилия и фонды Королевский музей изящных искусств в Антверпене и Accademia Carrara (Бергамо), которой принадлежит одно из лучших в мире собраний венецианской живописи. Кураторы решили продемонстрировать, что европейская живопись – результат взаимного влияния различных мастеров.

Особо раскрученных полотен в Брюссель не привезли, но это, возможно, и неплохо – экспозиция получилась уютной, практически домашней. Ее, собственно, и спрятали в глубине Центра изящных искусств. В длинной череде небольших залов разместились 75 работ разных эпох и жанров. Любопытное впечатление производит публика. Когда видишь то тут, то там благоговейно замершие перед полотнами фигуры, возникает ощущение, что все посетители точно знают, зачем пришли.

Экспозиция выстроена в хронологическом порядке и состоит из четырех секций, каждая из которых примерно соответствует одному из четырех веков – с XV по XVIII. В каждой секции организаторы постарались осветить четыре основные темы: портрет, святые в окружении природы, мирское и духовное, пейзажи. К сожалению, подробная хронологическая схема, иллюстрирующая эволюцию обеих школ, висит не в начале экспозиции, а в самом конце, в отдельном зале.


Джованни Беллини. Портрет юноши.

Первая секция – зарождение искусства портрета и религиозной живописи. Во второй появляются пейзажи, а также полотна Тициана, Джакомо Пальмы Старшего, Веронезе. В третьей – Рубенс и Тьеполо, а в четвертой – зарисовки Каналетто, жанровые полотна Гварди и пышные работы Йорданса. Перемещение из века в век ощущается весьма ярко. Если в самом начале встречаешь строгие, почти что иконописные работы, то потом мир становится все более красочным и обогащается новыми деталями.

Организаторы выставки постарались, чтобы параллели были очевидны даже самому неискушенному зрителю. Самый яркий пример – портреты Джованни Беллини, который под влиянием Ван дер Вейдена стал писать людей не в профиль, как было принято в Венеции в XV веке, а в пол-оборота к зрителю. Они специально висят рядом: «Портрет Филиппа де Кроя» Ван дер Вейдена и беллиниевский «Портрет юноши» (1470). Похожие друг на друга, как два брата. Кстати, Беллини со своей стороны был первым художником, который начал изображать Богоматерь с младенцем и святых на лоне природы, что переняли у него фламандские художники.

Помимо грандов, возле работ которых можно простоять и по полчаса, запоминается Мадонна Джованни Беллини (1470–1475). Главным образом тем, что на ней младенец Иисус действительно похож на живого, непоседливого человеческого младенца, а не на старичка с детским тельцем и лицом, полным скорби о судьбах мира, как на других полотнах. В глаза бросается контраст между беззаботным, шаловливым ребенком и матерью, которая светится тихой печалью, как будто догадываясь, что уготовано этому дитя.


Каналетто. Большой канал с видом на палаццо Бальби.
Фото предоставлено пресс-

Впрочем, у неспециалиста складывается впечатление, что о ярко выраженной взаимосвязи реально можно говорить только в XV–XVI веках, а затем сходство становится все более призрачным, и за исключением тех мест, где организаторы специально подчеркивают связь двух школ, выставка воспринимается как две отдельные экспозиции – фламандская и венецианская.

Дает о себе знать и численное превосходство венецианцев – примерно один к трем. Приближаясь к концу экспозиции, немного забываешь собственно о фламандцах, погрузившись с головой в виды Венеции времен увядания республики. Особенно хороши «Большой канал с видом на палаццо Бальби» Каналетто (1730) и написанная Франческо Гварди в период с 1760 по 1770 год «Площадь Сан-Марко». На обоих полотнах в глаза бросается запустение, особенно если вспомнить более ранние виды Венеции из коллекции Лувра, где каналы города забиты кораблями и лодками, а площади полны людей.

Особенностью выставки стало участие в ней известного бельгийского скульптора Берлинды де Брюйкере, чьи работы, вдохновленные полотнами итальянских художников прошлых веков, разбросаны по залам и ненавязчиво напоминают о связи современного и классического искусства. Интересно, что реакцию они вызвали неоднозначную. Судя по гримасам на лицах некоторых посетителей, скульптуры явно показались им излишне физиологичными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
523
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2248
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1474
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1101

Другие новости