Уникальные икаты из собрания Текстильного музея.
Фото с сайта Textile Museum
В Текстильном музее Вашингтона с большим успехом проходит выставка под названием «Цвета Оазиса – Икаты Центральной Азии», первая выставка такого рода в Америке. Хотя для большей части американцев Центральная (бывшая Средняя) Азия – это «где-то там, рядом с Афганистаном», выставка вызвала огромный интерес прежде всего тем, что на ней впервые представлены раритетные экспонаты – икаты, созданные в XIX веке.
Икат – это оригинальная техника, представляющая собой особый способ поэтапного окрашивания пучков нити в определенном цвете. Для изготовления рисунка иката нужна пряжа разных толщины и плотности, икат – это сложнейшая технология ткачества, выполняемая вручную. Само слово «икат» происходит от малайского глагола mengikat и означает «связать и обвить все вокруг».
Только опытные и высокопрофессиональные мастера могли создавать оригинальные ткани-икаты, самой технике обучались с раннего детства, причем секреты этого искусного ремесла передавались из поколения в поколение на протяжении столетий. В Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане существовали разные школы и направления создания икатов, над которыми трудились годами не только целыми семьями, но и династиями. В XIX веке важнейшие центральноазиатские города-оазисы, лежавшие на Шелковом пути и ныне расположенные на территории современного Узбекистана, были центрами по созданию и изготовлению элегантных и неповторимых по узорам икатов. Там не только создавались красочные предметы одежды, но и посредством узоров-плетений воплощались эстетические представления людей того времени о прекрасном.
Из-за чрезвычайной сложности и длительности процесса изготовления, а также высокой стоимости шелковой ткани в те годы икаты были доступны лишь избранному кругу людей. Иметь шолпан, платье, верхнюю одежду из иката означало продемонстрировать окружающим свой достаток, материальное богатство и принадлежность к властным кругам. Во многих странах мира центральноазиатские икаты считались ценными подарками, в том числе в России. Традиционно бухарские эмиры и хивинские ханы преподносили свои лучшие образцы икатов в качестве даров русским царям. Во многом именно благодаря этим ценным дарам петербургская Кунсткамера является хранителем самой большой и богатой коллекции центральноазиатских икатов. Выставленную же в Вашингтоне коллекцию собрал в 1990-е годы банкир турецкого происхождения Мурад Мегалли, а затем подарил ее Текстильному музею, который после Кунсткамеры теперь стал обладателем самой большой и разнообразной коллекции икатов.
Народы Средней Азии традиционно считали, что узоры иката обладают магической силой, поэтому ткани и одежда, выполненные этой техникой, передавалась по наследству. Лишь в самых критических ситуациях семья решалась продавать хранившиеся дома плетеные раритеты. Поскольку икаты считались предметами роскоши, то в советское время секреты этого уникального вида искусства были практически полностью утеряны. Однако с момента распада СССР центральноазиатские этнические узоры-икаты стали вновь популярны, причем в самых дальних от тех краев странах. Так, американские дизайнеры считают, что икаты очень хорошо вписываются в современный интерьер, а американские и европейские модельеры все чаще используют их мотивы в своих новых работах.
Неудивительно, что выставка центральноазиатских икатов вызвала у американцев такой интерес. «Это поистине говорящие ткани, их орнаменты, композиция и яркая цветовая гамма доносят до нас всю глубину древней мудрости и пылкость чувств людей из этих далеких от нас земель», – поделился своими впечатлениями один из посетителей экспозиции из штата Вирджиния. «После посещения этой выставки и лекции искусствоведа из петербургской Кунсткамеры мы уже точно знаем, что в отпуск этим летом обязательно поедем в Санкт-Петербург. И, конечно же, очень хочется побывать в Узбекистане – посмотреть Бухару и Самарканд», – поддержала его еще одна пара зрителей – молодожены из Питсбурга. «Я просто поражен икатами из Центральной Азии», – прокомментировал экспозицию президент Американского азиатского общества Джек Гаррити. – Я посещал Текстильный музей много раз и каждый раз любовался красочными, яркими и солнечными центральноазиатскими икатами. Несколько раз смотрел интересный фильм об искусстве создания иката. И очень важно, что американцы могут увидеть, насколько талантливы и творчески одарены были люди, которые в своих творениях смогли передать нам и историю, и культуру, и сам дух народов этого региона».