Необычный экспонат музея – старообрядческая молельня-сруб.
Фото автора
В Москве открылось новое здание Музея русской иконы, частной институции, существующей с 2006 года. Музей основан на собрании предпринимателя и коллекционера Михаила Абрамова, которое он начал создавать совсем недавно в 2004 году, купив две иконы XVI века – «Архангела Михаила» и «Георгия Победоносца». Сейчас коллекция музея вполне внушительная – в ее составе почти 4 тыс. предметов древнерусского и восточнохристианского искусства, в том числе около 600 икон. Некоторые вещи москвичи уже видели на двух крупных выставках, объединивших нескольких частных коллекционеров в этой области: в 2008-м в экспозиции «Возвращенное достояние» в Третьяковке, в 2009-м в составе «Шедевров русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний» в Пушкинском музее.
Идея создания частного музея иконописи необычна, но отнюдь не исключительна. Еще в начале прошлого века один из известнейших собирателей икон Илья Остроухов открыл для публики свое собрание в особняке в Трубниковском переулке (там, кстати, в 1911-м побывал Матисс – вышел абсолютно восхищенным русской иконописью). Потом создать собственный музей икон мечтал в начале 1990-х петербургский коллекционер Виктор Самсонов – затея, правда, не удалась. Из собрания Самсонова, кстати, происходят более 150 икон нового музея. Одна из особенностей собирательской «тактики» музея иконы в том, что он занимается не точечными приобретениями, а покупает целые коллекции. Это позволяет сохранить целостность собраний, на каждом из которых лежит индивидуальный отпечаток вкуса его владельца. К примеру, одно из недавних приобретений – составившее отдельный раздел новой экспозиции эфиопское искусство, где из 2,4 тыс. предметов 1,7 тыс. – кресты разных формы и предназначения. Эти произведения были куплены в 2009 году у немецкого коллекционера Эстер Микус, которая на открытие музея приехала с подарком – огромной Библией 1802 года издания.
Впрочем, подарки делались не только музею, но и от него. На открытии в Росохранкультуру был передан запрестольный крест XVI века, который Михаил Абрамов купил осенью 2010 года. Выяснилось, что он уже 15 лет как находится в розыске – был похищен вместе с 355 другими предметами из Ростовского кремля. Дело до сих пор не раскрыто, но этому предмету повезло. Кстати, одна из целей музея – поиск и возвращение памятников в Россию. Из 600 икон собрания 120 были куплены за границей.
Музей икон площадью 2,5 тыс. кв. м разместился на Гончарной улице, в двух совмещенных особняках. Самые древние иконы четырехъярусной экспозиции относятся к XIV веку – «Чудо Георгия о змие» (предположительно из Ростовских земель) и «Николай Мирликийский» (из Архангельской области).
Запрестольный крест XVI века возвращается в Ростовский музей-заповедник. Руководитель Росохранкультуры Виктор Петраков и научный консультант Музея икон Ирина Шалина. Фото предоставлено организаторами |
Кроме того, здесь есть иконы из активно развивавшегося в XVIII веке Великого Устюга. Есть из Мстеры или Холуя, поставившего в XIX веке производство на поток и выпускавшего иконы чуть ли не миллионными «тиражами». Наконец, отдельный раздел посвящен иконам с архитектурными фонами, в частности, с представлением основанных святыми обителей. Единственное, на что можно сегодня сетовать в новой экспозиции, – это отсутствие информационных справок, которые помогали бы зрителю не заплутать в хитросплетениях многочисленных иконографических особенностей и художественных школ.
Пытаясь разнообразить музейное пространство, придать ему атмосферность, создатели экспозиции снабдили музей необычными мини-проектами. В отдельном зале разместился греческий иконостас, за которым видны фрески. На следующем этаже в небольшой комнате воссоздана иконописная мастерская, где художник Иван Кириченко рассказывает и показывает процесс создания иконы с самых азов, от растирания, например, голубого лазурита камнем-«курантом» для получения красочного пигмента.
Мастер-класс иконописца Ивана Кириченко. Фото автора |
И еще одна приятная деталь – пока готовились к открытию музея, не успели купить кассовый аппарат, поэтому еще некоторое время вход будет свободным. С десяти до семи.